Паааааследний нооооонешний денечееееееек … определенно удался

(очерк с элементами фантастики)

Всю прошедшую неделю, я сокрушался по поводу того, что стоит отличная погода, но из-за работы приходится торчать в городе, а не шататься на байке по Алтаю. Прошедшее воскресенье слегка компенсировало переносимые тяготы ежедневного сидения в офисе.

Узнав, что у стариков ноют кости, почему они считают, что с понедельника ипортится погода, захотелось с толком провести последний день уходящего лета, т.е. в седле. Как всегда, встала проблема выбора интересного и нового маршрута, но с недавних пор это перестало быть проблемой. Восстав утром ото сна и еще не продрав глаза, включил свой древний P-75 и запустил «Fuzzy Logic ВелоГИС». Подсунул ей запрос, который в вольном переводе на русский означал следующее: «найди-ка ты мне, голубушка, маршрут часов на 8-10 при средней загрузке, с прохождением по знакомым местам не более 30% пути, такой чтобы в средней трети было где искупаться разок-другой, чтобы последние час-полтора были по асфальту с попутным ветром, в остальном по максимуму лесных/полевых дорожек; неизбежные дороги въезда-выезда из города как знакомые не учитывать».

The map

Пока я завтракал и снаряжал байк (средний ремнабор, малая аптечка, вода-печенье-шоколад, штаны-куртка, карта, фотокамера), ржавая тачка его (запрос) переварила и выдала перечень маршрутов, первый же мне понравился: дом - Понтонный мост - Катунский мост – Верх-Обское (асфальт) – с.Песчанка – устье р.Песчанки – с.Песчанка (более-менее знакомые лесные дорожки) – с.Заречное (грейдер) - с.Усть-Ануй (полевые дорожки, которые еще предстоит найти, время прохождения неясно) – Ануйское - Смоленское (трассы неизвестного качества, скорее всего грейдер) - Катунский мост - Понтонный мост – пивнушка – дом (асфальт). Всего 120 км по даным ГИС. Распечатал, повесил на стенку для домочадцев и в 10:15 стартовал, помня, что на 20:00 заказана баня.

Противная, надоедшая дорога от дома до моста через Катунь: шершавое покрытие (не знаю как оно называется), сплошной поток машин (в Белокуриху народ попер воскресеным утром), колонны Камазов с прицепами (99% водителей Камазов поубивал бы за безобразное поведение на дороге, этих-то куда черт несет в воскресенье). За Катунским мостом ушел вправо к Оби и по уже пустынной дорожке докатил до Верх-Обского. Проехав его, со второй попытки нашел выезд в сторону Песчанки (ездил там весной в обратном направлении) и покатил по полям и перелескам с начинающими желтеть и опадать березами. Объехав село, направился к месту впадения Песчанки в Обь. Пятикилометроваяя тропинка привела немного выше устья, но к устью и не пробраться – там болотинка густо заросшая кустарником и травами. Пока выехал на берег, солнце перевалило за полдень – нашел укромный уголок (на удивление нет рыбаков и отдыхающих – видимо рыбаки ушли с наступлением жары) залез в реку. О-го-го, а вода то прохладнее чем ожидалось, и даже прохладнее чем у деревни чуть выше этого места, но на противоположном берегу. Пригляделся, так и есть – вода бирюзовая, Катунская, а по тому берегу – белая, Бийская. Они еще не смешались, да и течение неслабое – против него не выгрести. После купанья перекус, еще один заплыв. И снова в путь.

До моста через Песчанку пилить 5 км по гравию не хочется, поэтому заезжаю в деревню и расспрашиваю стариков – нет ли переправы или брода в деревне. Увы, переправы нет, брода тоже, и другой берег весь заросший дурниной, по нему с велосипедом якобы не пройти.

Что ж, едем на дорогу. Почти рядом с гравийкой идет укатаннная грунтовочка, ведущая туда же, но ехать по ней гораздо приятнее. Вот и мост - 100 м до него и 100 м за ним асфальт, потом раздолбанная улица с.Заречного. Набираю свежей холодной воды из колонки, расспрашиваю у пацанов на великах дорогу на Усть-Ануй. Суть объяснений сводится к тому, что дорог в полях много, но куда-нибудь приедешь, тут близко - килОметров семь-восемь. И пошел я плутать по полям и боркам, приводя в недоумение коров и их пастухов, вспугивая браконьеров, гоняющих уток на болотцах (надо подкинуть идею посадить егерей на байки, подкатываешь абсолютно бесшумно и вот они – тепленькие). Выехал вновь к устью Песчанки, но с другой стороны, еще раз выкупался и, съев одну шоколадку, поплелся дальше. По карте понял, что виднеющаяся на горизонте горушка расположена в том же направлении что и нужное мне село. Доехав до трактористов, опахиващих убранные поля и сжигающих на них солому, узнал, что Усть-Ануй - вон он виднеется, и попер туда прямо через горящие поля в жутком дыму. В итоге вместо семи намотал 20 км на этом участке и потратил лишние полтора часа.

Расспросив старика в селе, проехал к устью Ануя, бултыхнулся еше разок в Обь и отправился в обратный путь: пройдена примерно половина по расстоянию, времени уже 16 часов, но дальше плутать будет негде. Попытки найти в селе холодное пиво не увенчались успехом – или холодильника нет, или сорт не тот, или тара слишком большой емкости. На выезде из поселка какая-то уникальная скважина с водой, в которой на вкус много железа и где берут воду бийские фирмы изготавливающие напитки – залился свежей ледяной водичкой.

Рядом с этим грейдером полевой дорожки не оказалось, или я сослепу не заметил, пришлось тащиться по гравию как распоследнему байкеру. Но через 4 км у Старотырышкно начался асфальт – и сразу чувствуешь себя велосипедистом, ставишь 51 спереди и в охотку молотишь за 30 км/час. А я то настраивался на путь аж до Смоленского по гравию. Бог изощрен, но не злонамерен – как нам сообщили в молодости на лекциях по мат.статистике.

Тут меня обогнала легковушка, в салоне которой через стекло виднелся горбатый велосипедный руль – интригующе. Все стало ясно еще через 5 км: в Ануйском, у поворота на Смоленское стоит парнишка лет 15-17 на Туристе и дожидается меня. «Ты в Бийск» - «В Бийск» - «Ну покатили». Впервые встретил другого велосипедиста в покатушках. В пути выяснили, что парень учится в ДЮСШ в Бийске, биатлонист, а домой ездит на 120 км на велосипеде, в этот раз подвезли на машине до половины дороги – вот так случайно и встретились. Парень молодой, тренированный, полный сил, а у меня на компе уже 90 км и часов 6 в седле. Но он меня ждал – пришлось соответсвовать. Забегая вперед, скажу, что это (вкупе с еще одним эпизодом) меня и сгубило – в конце пути пришлось тяжеловато.

Пронеслись мы с ним до выезда на тракт в Смоленском и, выехав на увал, увидели впереди еще одного байкера. Решили догнать и идентифицировать. Это ж совсем невиданное событие в наших краях – встретиться трем байкерам на дороге без предварительной договоренности. Догнали, оказался слегка знакомый рекламный дизайнер Аркадий на двухподвесе GT, только что купленом у кого-то в Белокурихе. Выехал из Белокурихи 2 часа назад. Сделали фото втроем на память о столь знаменательном случае и покатили дальше. Доехали до Катунского моста, вижу, что торможу я, старый хрен, молодежь, им вперед нестись хочется. Говорю: «у меня по графику перекус, а вы, если есть не будете, мотайте». Они и поехали, помахав ручками на прощанье. Я же доел вторую шоколадку, попил водички с железом, полакомился придорожной облепихой, которая там растет в изобилии, и приготовился удирать от быстро надвигающихся с запада туч. Но не удалось, на полпути к понтонному мосту дождик меня настиг, утешало лишь, что ветер был сильный и попутный, но продрог основательно – вот тут и пригодиласть взятая куртка. Поскольку стало сумрачно, пришлось включить световое оборудование для обозначения себя на дороге. CatEye'вский красный светодионый фонарик снял с подседельного штыря, где его загораживает сумка на багажнике, и нацепил сзади на резинку, стягивающую кепочку – удобная штука эта их прищепка с пазом для вставки фонарика. На лоб светодиодный же, но белый фонарик, уже безродный китайский. Когда их оба включаешь в мерцающий режим, водители и встречные, и обгоняющие объезжают гораздо дальше, так как видят не велосипедиста, на которого плевать хотели, а неопознаннный низколетящий над дорогой объект. Жаль, скоро привыкнут, запомнят, и надо будет придумывать что-то новенькое.

Пролетел понтонный мост, злорадно обогнав верницу автомобилей, ожидающих очереди на внесение платы за проезд, поднялся пешком в горку, в которую могу заехать только будучи в отличной форме и боевом настроении, подкатил к любимой пивнушке с надписью «лучшее в городе пиво» - и ведь не врут. Пока пил свою пару кружек (после такого маршрута, проходящего преимущественно по жаре, литр-другой пива проваливается будто в никуда), из-под берега реки, от лодочной станции, выползли двое в дымину пьяных браконьеров, которые неделю не вылезали с реки в ожидании стерляди, и только сегодня при смене погоды она пошла. Один из них, слегка знакомый, угостил небольшой стерлядкой. Ее, добравшись до дома, попросил приготовить «чушью», а сам убежал в баню – как раз подходило 8 часов. Завершился день холодной водочкой под сырую слегка присоленую и приперченную стерлядку – лет десять я не пробовал этого лакомства.

Почаще бы такие деньки.

Итого по компьютеру:
пройдено 130 км, 7 ч 24 мин ходового времени, общее время от дома до дома - 9,5 часов.

С наилучшими пожеланиями,
Варнак