Джулукуль 2016
Видео тут :
https://vk.com/video119372692_456239023
Много мест Алтая я посетил, но это были пешие, конные походы и сплав по Катуни.
Хотя Алтай это край не для велопоходов, добраться в труднодоступное место я решил
на велосипеде, ведь найти попутную машину там всегда было сложно и об этом мне
подтвердили парень c девушкой из Прибалтики, голосовавшие на Чуйском тракте,
пытаясь доехать до Кош-Агач.
Все что задумал, я не смог реализовать. Неудачно выбранная обувь и погода сделали
мое путешествие более коротким.
Южный берег Телецкого озера = Кату-ярык = Акташ = Марс = Кош-Агач = Кокоря =
перевал Бугузун = озеро Ак-Холь = озеро Биче-Жиндиктиг-Холь = озеро Джулукуль =
перевал Шапшальский = поселок Байтал = Ак-Довурак.
В пути предполагалось 7 дней диких мест, поэтому подготовка продуктов на эти дни
велась дома. Сушил мясо и упаковывал в вакуумные пакеты в виде супов, каш, так
как магазинную пачковую хрень даже голодный есть не будет.
Стартовый вес рюкзака-26 кг.
6 Августа на автобусе выехал прямым рейсом до Телецкого озера.
1 День –7 августа 48 км.
Утро, автобус прибыл на конечную остановку.
Выяснилось, что мне нужно было сойти чуть раньше у моста и оттуда идти на пристань.
Начал готовить велосипед в походный вариант и тут оказалось, что я не один, кто
вышел не там где надо. Двое отдыхающих, муж с женой, должны на заказном катере
попасть в южную часть озера.
За ними приехал капитан катера на джипе и согласился за 1500 руб. забросить меня.
Закинув свой рюкзак в джип, я своим ходом на велосипеде поехал на пристань.
В 12 часов дня меня высадили на южной косе Телецкого озера. Вещи у меня были в
обычном рюкзаке и теперь это надо переложить в вело рюкзак, но с момента высадки
погода резко поменялась с солнечной, на не очень солнечную. Сначала редкий дождь.
Потом редкий, но очень крупный град 15-20 мм. Много раз сильный ливень, а потом
просто дождь с короткими перерывами и так до 18 час. Выезд из-за дождя задержался
на два часа. К семи вечера я добрался до тур. Базы Каменные грибы.
Недорогой, одноместный домик за 300 руб. в сутки, удобная кровать и возможность
обсушиться.
Поужинал в кафе тем что было, договорился с лодкой на утро и пошел спать.
2 День 8 августа
Радиальный выход на Каменные грибы и Водопад Учар
С 12 часов опять кто-то включил дождь и до 18 он шел без перерыва.
В поход я взял два вида обуви, берцы и сланцы. И тут берцы показали себя c
недружественной стороны. Правую ногу, в районе мизинца начало натирать.
Пока ехал на велосипеде все хорошо, как только длительные пешие переходы,
так проблема.
3 День 9 августа – 59 км.
Выехал в 8 утра и к 12часам был под перевалом Кату-Ярык, где в ближайшем кафе
пообедал и тихонько пошел в гору. На преодоление серпантина ушло 2 часа.
Несколько фото и опять начался дождь, который шел почти без перерыва до утра.
Местный алтаец пожаловался, что погоды в этом году нет, все залило дождями и
тувинцы в этом году угнали большое стадо коней, весь Алтай в гневе.
Дальнейший подъем на перевал проходил по грязи вперемежку с камнями.
Ощущение такое, что едешь по свежему жидкому бетону. К 6 вечера поднялся на
верхнюю часть перевала 1640 м., откуда далеко внизу видно озеро. Место
красивое, но только не сегодня.
После длительного спуска повстречалась юрта, где оставив велосипед под проливным
дождем, отправился поедать жареные пирожки, после чего продолжил спуск.
Стало темнеть, около дороги стоят домики и реклама для туристов, типа можно здесь
остановиться на ночлег и покушать. Уже много часов под дождем и мне хочется
почувствовать сухой пол под ногами.
Въезжаю во двор. Собаки меня сразу заложили хозяевам. Вышла женщина и предложила
домик в стиле вигвам, короче шалаш у которого вверху в центре дыра, через которую
дождь льется в середину, на землю. Три кровати по бокам, в виде деревянных настилов.
В жаркую погоду это экзотика, а сейчас это просто конура для собак.
Хозяйка сказала, что скоро сварится мясо и будет шурпа, но потрогав его вилкой,
поняла что ошиблась. И вот я опять продолжаю спуск. Через полчаса в небольшом
колке леса, не доезжая трех километров до деревни Балыктуюль, ставлю палатку.
4 день 10 августа – 52 км.
До поселка Усть-Улаган продолжается спуск. Далее начинается подъем на перевал 2078 м.
Часто стали встречаться автомобили вдоль дороги. Это люди собирают грибы и ягоды.
На обеде я тоже нашел полянку с голубикой и брусникой, тем самым расширил свой
пищевой рацион.
За весь поход было три дня без дождя и это был первый.
Солнце скрылось за горизонтом и двигаться по темной дороге стало опасно.
Не доехав 500 м. до верхней точки перевала на высоте 2020 м., решил остановиться
на ночевку. Место очень дикое, машины проезжают редко.
5 день 11 августа – 69 км.
Утром весь перевал в тумане, видимость 10 метров, но ждать некогда, надо ехать.
Отсюда до поселка Акташ идет спуск.
После выхода на Чуйский тракт начался медленный набор
высоты. Дорога очень красивая. Много зелени, река Чуя и белоснежные вершины гор
радуют глаз.
Когда въехал в Кош-Агаченский район, деревья очень быстро исчезли, началась
степная часть. Ручьи и речки пересохли.
В пять часов вечера подул сильный встречный ветер и пошел дождь. Через час подъехал
к маленькой речке Курайка. Встречный ветер, дождь и неизвестно когда будет дальше
вода, вынудили остановиться на ночлег на два часа раньше.
6 день 12 августа – 50 км.
Наутро обнаружил, что заднее колесо спустило.
Пришлось задержаться с выездом, пока клеил.
К обеду добрался до поселка Чаган-Узун, откуда мне
надо было найти Марс 1 . Когда выезжал из деревни, повстречался джип, хозяин
которого объяснил как лучше доехать. Марс это удивительное место. Так красиво
природа окрасила горы. Жалко, что в момент посещения, погода была мрачная.
Оставаться и ждать погоду не мог,
не хотел нарушать график движения. Ночевать остановился
на острове речки Чаган-Узин. Хорошая ровная лужайка, со всех сторон вода и кусты,
понравилась не только мне, но и местным коровам. Только увидев, что остров занят,
ушли искать другое место.
7 день 13 августа – 34 км.
В 11 часов утра я в городке Кош-Агач
Здесь запланирована остановка.
Гостиница – закупка конфет – сухарей – душ – спать.
8 день 14 августа – больше 68 км.
Утром хотел позавтракать в столовой, но расписание работы, это тут необязательное
к выполнению.
Пришлось идти в магазин, набрать чего попало.
Выезд конечно задержался.
Вот впереди поселок Кокоря. Конец асфальта и в магазине избавляюсь от железной
мелочи, купив сок.
Впереди восемь дней отсутствия цивилизации.
За поселком началась большая долина, где местные косят
траву газонокосилками, здесь трава в дефиците .
Ручьев нет, поэтому обед превратился в перекус.
Сухари и сок спасли ситуацию.
Вот и первая переправа.
Как говорят доктора, раздевайтесь до пояса. Рюкзак на спину, ботинки на шею,
велосипед на голову и погнали.
Сегодня бродить пришлось много и ближе к вечеру речки
становились все мельче и мельче. Велосипед уже самостоятельно переправлялся
на другой берег.
В какой-то момент я заметил, что велоспидометр не реагирует на движение колеса
и замер на отметке 68 км. То ли датчик воды нахлебался, то ли обрыв провода,
короче осталась у него одна функция, показывать время.
Меня догнала машина с пограничниками, спросили откуда и куда, проверили паспорт
и пожелали доброго пути.
Последняя алтайская юрта. Большая собака подскочила и никак не давала идти дальше.
Даже хозяева не могли толком повлиять на ее поведение. Я поговорил с ними о
жизни и когда они узнали, что я еду в Туву, то всем своим видом показали, что
ничего хорошего, там меня не ждет.
Здесь я уже чаще передвигаюсь пешком, так как дорога пошла на перевал.
Сильная гроза вынудила остановиться на ночевку.
9 день 15 августа
Тропа резко пошла вверх.
Перевал Бугузун 2608 м. На перевале стоит табличка, предупреждающая, что здесь
начинается заповедник Монгун-Тайга.
Внизу в долине местами стоят тувинские юрты.
Дороги где то хорошо накатанные, а где то чуть видны.
На обед остановился недалеко от дороги. Только расположился готовить обед, как
смотрю, на меня движется
большая черная туча. И опять надо срочно ставить палатку. Не успел закипеть борщ,
как пошел сильный град. Он шел долго и я успел частично поесть, как вдруг услышал,
что рядом остановилась машина. Откидываю палатку и вижу выходящих из уазика,
двух подвыпивших тувинца.
Сперва расспрос откуда и куда, потом претензии, какого хрена я тут делаю, что это
их земля и типа того, что я должен платить за то, что поставил тут палатку.
В одном они конечно правы, это их территория и я очень корректно пытался объяснить,
что они не правы.
Разговор был долгий минут 20. Долина к тому времени вся стала белой от града.
Когда они поняли что ничего не обломится, сели в машину и укатили.
На душе муторно. Град перешел в мелкий дождь.
Место, где я остановился, оказалось слишком на оживленной дороге. Тувинцы на конях
проезжают, то в одну сторону, то в другую. Надо срочно валить отсюда.
Начал собираться. Обнаружил, что колесо опять приспустило.
Пытаюсь подкачать и опять как на Памире, оторвался у камеры сосок. Пришлось под
дожем менять камеру.
Еду дальше. Трек проходит мимо озера Ак-Холь. Здесь много пастухов. С некоторыми
общался, но уже в мирном русле. Это были последние люди на тот период.
Далее трое суток, только я и природа.
Трек от озера ушел вверх по реке Моген и вскоре слабозаметная дорога совсем
растворилась.
Где то тут должна быть переправа. Прошел метров 300 вверх по течению, там совсем
обрывистый берег. Спускаюсь ниже и там нахожу безопасное место для переправы.
Здесь я увидел черного баклана. Птицы тут почти не пугливые. Забыв включить
камеру, отправился гладить его, но он подпустил меня только на семь метров и улетел.
Перейдя на другой берег, остановился на ночлег.
10 день 16 августа
День выдался солнечным.
Трек должен идти вдоль реки Моген, но река ушла в каньон, а залазить на крутую
сопку без наличия тропы, не очень хотелось. Переправился еще раз через Моген.
Там располагалось покинутое стойбище пастухов.
За ним я обнаружил слабо заметную дорогу в сторону озера Биче-Хиндиктиг-Холь, а
там судя по карте, проходит грунтовая дорога к озеру Джулукуль. Решено, я меняю
маршрут и иду по этой дороге.
Дорога проходит в стороне от реки Таксыл, переваливая через многочисленные сопки.
При хорошей погоде, ручьи перетекающие из одного озера в другое, смотрятся
очень красиво.
Обедал уже на озере Биче-Хиндиктиг-Холь.
Начал поиск грунтовой дороги.
Кругом только кусты, заболоченные места и курумник.
Через 700 метров нашел слабозаметные следы дороги.
Ехать невозможно, но это лучше, чем идти по кустарнику.
Радость была не долгой. Через километр она раздвоилась и слабозаметная дорога
свернула в сторону западной части оз. Джулукуля, но мне туда не надо. Та дорога,
которая мне нужна, растворилась в кустах и больше я ее не видел. Если до этого,
я мягко говоря расстраивался на отсутствие дорог и нарушение графика передвижения,
то теперь уже смирился с ситуацией и была одна задача добраться до озера Джулукуль,
благо что навигатор работает исправно, а то здесь в безлюдном крае, легко начать
первобытный образ жизни. Скорость передвижения уменьшилась до 0.5 км. в час.
Далее начался зигзаг неудачи. Пытаясь ускорить движение, решил взобраться на
сопку, чтобы пройти поверху. Там обычно меньше кустов. Но сопка не расположена,
в моем направлении и перевалив ее опять нырнул в кусты, высотой по пояс. Тут
как бы в награду за трудный переход, обнаружил кустик с голубикой. Спустившись
вниз, нашел маленький сухой островок для палатки, где нет кустов и болота.
Обнаружил, что одну шлепку, забрали кусты, хотя крепились очень надежно и теперь
из обуви остались только берцы.
11 день 17 августа
Как то на velo.nsk увидел фото, где велосипед удерживает вертикальное положение
за счет кустов, думал меня не постигнет сия участь и вот я здесь и в любой
момент можно отойти по нужде, а велосипед будет стоять, сохраняя направление.
Недалеко протянулась высокая сопка, а за ней похоже, находится оз. Джулукуль.
Я решил подняться на нее, но для этого надо перейти ручей между озером Кызыл-Даш
и Марату. Двигаюсь по мифической дороге, перепрыгивая с кочки на кочку, подошел
к месту переправы, как указано на карте. Ширина ручья тут около десяти метров и
дна невидно. Пришлось двигаться вверх по течению, где ручей растекался по всей
долине. Кочки высотой 0.7 м. и местами на них растут кусты. В этом случае, они
меня сильно выручали, указывая, где кочка более широкая и прочная. Двигался прямо
по центру куста.
Забравшись на сопку, двигаться стало легче, даже при том, что периодически надо
было пересекать овраги.
Ближе к вечеру, на другой стороне долины заметил дорогу, в нужном мне направлении
и траверсом начал спускаться в ее сторону. Чем ближе к озеру Джулукуль, тем
заметнее начал проявлять себя животный мир. Постоянно из-под ног, вылетают
перепелки. Крики и свисты различных птиц все сильнее.
Дорога позволила мне сесть на велосипед. Она проходит вдоль озера, далеко от
берега и затоплена ручьями, стекающими с гор, поэтому радость омрачалась
промокшими ногами. К озеру подходить не хочется. Чем ближе к берегу, тем более
заболочена местность.
Вскоре уперся в огромный курумник. Тут джипы не пройдут. Хорошо утоптанная
дорога превратилась в слегка заметную, а потом и вовсе пропала. Солнце ушло
за горизонт и надо срочно ставить палатку.
12 день 18 августа
Часов до трех ночи дул сильный, холодный, северо-западный ветер, который
проходя вдоль озера, нес в себе повышенную влажность и запах рыбы.
На пути к Шапшальскому хребту очень много мелких озер и ручьев.
В три часа дня подошел к подножью перевала Шапшальский. Тропы невидно и откуда
стартовать не знаю.
Время еще рано ставить палатку и я решил сделать пробный штурм. Переложив вещи
в штурмовой рюкзак, пошел по левой стороне сухого ручья, как показывал трек.
Уклон очень крутой и никаких признаков тропы.
Поднявшись очень высоко, заметил на другой стороне ручья тропу. Можно было
подняться еще выше и там перейти на другую сторону ручья, но сильный северный
ветер и начало темнеть. Пришлось спуститься и встать на ночевку.
Другой ближайший ручей тоже оказался сухим.
Ближайшее озеро находится на расстоянии 3.5 км.
Беру максимальное количество посуды и в путь.
На обратном пути начался дождь.
Темно, покушав начал готовиться ко сну, как вдруг слышу, с перевала кто-то
спускается.
Выглядываю из палатки. Вижу двух велотуристов, спускающихся по тропе.
К сожалению холодный ветер и дождь не дали толком пообщаться. Они устали и им
надо идти вниз, искать укрытие от стихии.
13 день 19 августа
Ночь была самая холодная из всех. Дубак был отменный.
Как я не старался, вечером обкладывая палатку камнями, тепло выдувалось враз.
Утром палатка была покрыта миллиметровым слоем льда и вода в котелке замерзла.
Позавтракал и пошел смотреть, куда спрятались проходимцы.
Они спустились очень далеко и нормального общения опять не случилось. 9-30 утра,
пока хорошая погода, надо брать перевал.
Тропа периодически пропадала и тогда начинал ходить кругами в поисках ее.
В 12 дня благополучно поднялся на верхнюю часть перевала 3090 м.
Сделав несколько фоток и видео, приступил к спуску. В отличие от подъема,
на спуске потерять тропу уже трудно. На этой стороне хребта опять начались
переходы через речки и начавшийся лес обещал более теплую ночевку.
14 день 20 августа
Утром двигаясь вниз, встретил охотника на лошади. Он спросил, почему я вернулся
и где второй мой товарищ. Я понял, что он про тех ребят и объяснил, что те
туда, а я оттуда. Тогда он спросил, не видел ли я зверя и даже если б я его
видел, все равно, сказал бы нет. Они тут все хорошенькие.
Вышел к реке Узун-Хем. Переправа довольно глубокая, а скорость потока воды
очень высокая. Прошел вниз найти что получше, вверх даже не пытался, там уклон
реки еще выше. Ничего лучше нет, придется здесь. Пока сидел и собирался с
мыслями, решил посчитать количество всех переправ и оказалась, что это девятая.
Сразу в голову пришла картина Айвазовского девятый вал, где всем пришел писец.
Это меня очень обнадежило.
Все бы ничего, но в этот поход, я не взял драйбэг. Фотоаппарат и камера остались
без защиты от воды.
Переход был на грани, но все обошлось хорошо. Выйдя на берег, отжал трусы,
десять минут на сушку и в путь.
Те ребята пугали меня конной тропой и я их понимаю.
С полными рюкзаками вверх, по камням и через бурелом.
Участков, где можно проехать, крайне мало, но чем ниже, тем их больше.
От длительных переходов натертую ногу разбарабанило так, что появилось опасение,
как бы не получить гангрену.
Устроившись на обед, решил подсушить стельки, носки, ботинки и за одним
позагорала проблемная нога, что значительно улучшило ее состояние.
Дожди становились все чаше и чаще.
После моста через реку Шуй, дорога стала медленно подниматься на перевал и здесь
я увидел хорошую грунтовку в сторону поселка Шуй, а ребята мне говорили, что
она короче чем через Байтал.
Решил рискнуть поехать по ней.
Через три километра она превратилась в козью тропу, несколько раз круто
поднимаясь вверх и опускаясь вниз к реке. В общем попал в тьму тараканью.
Конечно, если еще немного поднапрячься и там возможно будет счастье, но я
решаю вернуться на трек. Палатку ставил под дождем, при свете фонарика.
15 день 21 августа
Начал подъем на перевал. В какой-то момент дорога отделилась от трека и пошла в
сторону, но она была хорошо наезжена и шла в нужном направлении. Видимо, карта
Дороги России. РФ. Топо. Версия 6.16 безнадежно устарела.
Поднялся на перевал 2322 м. Далее после короткого спуска, увидел развилку, где
и есть та самая дорога на поселок Шуй, но больше приключений не хочется и еду в
сторону поселка Байтал. Начался дождь, который почти без перерыва, шел до семи
вечера. Внизу расположилось стойбище и много всякой скотинки. Один из пастухов
немного говорил на русском и подтвердил, что я верной дорогой двигаюсь. А когда
спросил, сколько перевалов впереди, он показал пять пальцев. И опять я побрел, на
один из этих перевалов. Когда проходил мимо яков, то те все всполошились и
начали уходить в другую сторону поля, а несколько самых отважных решили атаковать
меня. Я достал фотоаппарат, сфотографировал их и сказал им, чтоб они вели себя
культурно. Доброе слово понятно и скотине. Проходя перевалы, понял, что это не
только место поклонения духам, но и мера измерения расстояния. Ровно через пять
перевалов, я спустился в поселок Байтал. Это обычная деревня и одно только
кирпичное, двухэтажное здание школы возвышается над деревянными домишками.
При выезде из села стоит большая ступа. Фотографировать не стал, так как под
дождем я фотик не достаю. Магазин тут работает по непонятному расписанию,
поэтому решил прибавить скорость и рванул в Тээли. И тут отсутствующие крылья
на велосипеде, в первый раз за все походы, уронили настроение. Мелкая крошка
вперемешку с глиной уделала велосипед и меня с ног до головы. В Тээли появился
хороший, качественный асфальт. В магазин приехал вовремя. Набрав еды, стал
выбираться из города, чтоб найти место для стоянки и чтоб можно было отмыть
всю грязь.
Подъезжая к реке Хемчик, думал вот оно, то самое место. C перевала спустился
жигуль и остановился у моста. Из машины вышли два молодых парня и стоят.
Становиться на ночь в такой компании я не хотел. Тува до сих пор находится в 90-х.
Хотел уйти дальше вдоль берега и затеряться в кустах, но заросли и топкая дорога
не дали этому случиться. Стало темно, набрав воды, решил ехать дальше в перевал.
Выйдя на дорогу, я увидел как машина устроилась рядом на противоположном берегу,
что еще больше меня убедило, в моих намереньях. Проехав километров шесть,
скрылся в одном из ущельев и растворился в темноте.
16 день 22 августа.
С утра я еще продолжал верить, что до Абакана я доеду своим ходом, но сильный,
холодный, встречный ветер и не прекращающийся дождь, подорвали мой оптимизм.
Вода сверху, вода снизу, в общем циркулярный душ. Вода из-под переднего колеса
бьет струей в лицо.
Город Ак-Довурак. Заехал на автомойку, смыл Байтальскую грязь, позавтракал и поехал
искать автостанцию, где договорился с таксистом. В пять вечера был уже в Абакане.
Билетов на поезд Абакан – Москва на ближайшие две недели нет. Пришлось ехать этим
же вечером на поезде Абакан – Барнаул. В Барнауле подскочил таксист. Дешево и быстро
подвез до речного вокзала.
В заключении хочу сказать, что одиночные поездки по Туве это достаточно опасно.
Количество должно быть не менее трех человек. Резиновые сапожки с двойным теплым
носком будут более комфортны для путешествия по Алтаю.