Автор: 19sss58

Баку-Батуми

Баку – Батуми май 2015

Позвонил мне Вячеслав и говорит: надо прокатиться по Абхазии. Можно конечно, но по одной Абхазии скучно, надо что то интереснее. Давно хотел побывать в Баку, Армении и Грузии . Взял карту, начертил прямую: Баку – Ереван – Тбилиси – Сухуми – Сочи. На карте красиво получилось . Начал проверять КПП, оказалось, что из-за Карабахского конфликта прямых дорог нет. Мысль пошла дальше: Баку – Иран – Ереван – Тбилиси – Сухуми – Сочи. Вячеслав эту мысль утвердил и началась кропотливая работа по сбору информации, карт и всех тонкостей маршрута. Предполагалось: Новосибирск – Москва – получение визы – поезд Москва – Баку – Иран – Армения – Тбилиси – Ереван – Сухуми – Сочи. За три недели до выезда попробовал оформить электронную визу. Мне прислали сообщение , что с 2014 г. правила посещения Ирана изменились . Теперь, как и в Китайском Тибете, требуется сопровождение местным гидом. С деньгами плохо, а тут еще и нахлебники. Можно, конечно, было рискнуть и проехать без их, но плохое знание фарси в виде эмоций, жестикуляций рук и международного языка – русский мат, не позволило мне тратить время и деньги на хрен знает что. Срочно был разработан маршрут Баку – КПП Красный мост – Тбилиси – оз. Севан –Мартуни – Монастырь Татев – проход по горам до поселка Лцен – Ереван – западный КПП в Грузию – Батуми – Сочи. Все билеты на руках, велы и рюкзаки собраны, для общения с родиной симки билайн куплены. Билеты Новосибирск-Москва не стали менять, пришлось сутки гулять по Москве. Набрели на хостел за 700 руб., помылись и переночевали.

26.05.2015 пройдено 83 км.

Г. Баку, собираем велосипеды и едем на экскурсию по городу. Город красивый и нарядный, готовится к Олимпийским играм. Спидометры Вячеслава и мой показывают фигню, только вечером понял, что после замены батарейки, он переключился на мили и только на следующий день появились километровые столбы, что позволило откалибровать точнее. Электронные карты, которые я нашел, были не очень хорошие, маршрут не хотел прокладываться. Пришлось все прокладывать треком. А так как треку пофиг куда ты едешь, то мы немного около 20 км. дали лишнего и если вовремя карту не увеличишь, то есть риск проскочить поворот. Ночевали на берегу Каспийского моря.

27.05.2015 пройдено 67 км.

У Вячеслава проблема с покрышкой и камера лопнула. Едем до г. Аджикабул и на поезде за ночь добрались до конечной остановки г. Акстафа.

28.05.2015 пройдено 85 км.

Миновали КПП Красный мост. Дорога стала приобретать гористый характер. В городе Рустави в частном доме остановились ночевать, помылись и нам постирали одежду, обошлось это меньше 20 $. с человека.

29.05.2015 пройдено 77 км.

Весь день катались по Тбилиси в поисках магазина, чтоб купить покрышку и камеру для Вячеслава. Опять сбились с маршрута, 10 км. коту под хвост.

30.05.2015 пройдено 82 км.

Пересекли границу с Арменией. Двинулись по восточной дороге. Начались перевалы от тысячи и более. У Вячеслава новая проблема, лопнула спица на заднем колесе и как назло, со стороны кассеты. Ключа для снятия кассеты нет. Без спицы ехать нельзя, а то другим тоже плохо станет.

31.05.2015 пройдено 42 км.

Выехали поздно. Ремонт колеса отнял драгоценное время. Связываем узлом запасную спицу с обрубком старой спицы, убираем биение колеса подтяжкой спиц и вперед. Перевалы один за другим. Вдоль дороги источники воды, красиво оформленные. Слева от трассы находится территория Азербайджана, много пустых домов. Местные показывали, откуда велся снайперский огонь. В Армении очень мало кафе и нам посоветовали закупать продукты в магазине. В дальнейшем лук, колбаса, огурец, помидор и лаваш стабильно были в рюкзаке.

01.06.2015 пройдено 78 км.

Прошли Дилижан. Дорога резко пошла на Семеновский перевал. Солнце садится, а встать на ночлег нет места, да и на высоте 2 км., не очень хочется ночевать. С собой брали минимум и на минусовую температуру не рассчитывали. Из тоннеля выехали, уже темно, дорогу плохо видно. Где остановиться на ночлег совсем не видать. Полчаса едем до дорожного магазина, купив перекус и через 1 км. останавливаемся на ночлег недалеко от дороги. Перед сном Вячеслав высказал сомнение о продолжении похода.

02.06.2015 пройдено 80 км.

Вячеслав окончательно решил сойти с маршрута. Сказал, что покатается около оз. Севан и в Ереван, а далее самолетом до г. Сочи. В дальнейшем я буду благодарен ему за это решение, а то в голове уже крутились мысли о сокращении маршрута, так как состояние его велосипеда не внушало доверие, а ведь все еще только начиналось. На маршрут вышел поздно, делили имущество и объяснял как правильно доехать до Еревана . Проехал 2 км. и понял, что мы ночевали около озера Севан. Весь день двигаюсь вдоль берега озера до г. Мартуни . Здесь нашел гостиницу. Пора постираться и зарядить аккумуляторы.

03.06.2015 пройдено 70 км.

Опять выехал поздно, нужно купить деньги, а банк работает с 10 – 00. Перевал Варденяц 2425 м. дался легко, перепад высоты всего 500 м. Правда ветер встречный и на перевал поднимался не один . На плечо села муха, попросила подкинуть на ту сторону перевала. Я стал возражать, но потом понял, что себе дороже. Ладно, пусть едет, надо же когда то начинать добрые дела делать. Спуск в отличии от подъема , до 1400 м. и очень красивый. В начале спуска стоит Селимский караван-сарай . Там местный мужик продает мед, травы, вино различных сортов, самогон из разных фруктов и чачу. Купил 0.5 чачи, вином он просто угостил и жизнь начала налаживаться. Сразу вспомнил про Ноев ковчег, не зря он в эти края рулил. Трасса Ереван – Мегри, здесь начинается участок, по которому придется проехать дважды. Задача ехать в сторону Ирана до монастыря Татев. Через 3 км. супермаркет, набираю еды и вперед в поисках ночевки.

04.06.2015 пройдено 67 км.

Пять утра, завтрак, сборы и вперед на новый перевал. Через семь километров встречаю трех поляков, едут из Ирана. Как выяснилось, они не знают о новых правилах передвижения туристов в Иране, но при этом без проблем пересекли страну. Мне стало обидно, что напрасно дал большой крюк через Грузию. Им понравился монастырь Татев, куда я и еду и предупредили, что Воротанский перевал впереди не детский 2344 м. Желаем друг другу удачи, продолжаю двигаться вверх. Продукты легче перевозить в желудке, поэтому за пять км. до перевала, остановился на обеденный отдых. Тут я решил сварить какао. Еда, какао, горный воздух, кругом красотища. Вот говорят: хорошо там, где нас нет. Значит меня здесь нет, или я во сне. Ну и как всегда звонок к любимой женщине. Это очень ободряет, ведь мы мужчины для них любимых на многое способны. На перевале куча людей, две три фотки и вниз к Спандарянскому водохранилищу. На спуске произошел неприятный инцидент. Встречная иномарка пошла на обгон машины и на меня в лобовую. Я долго не уходил с края асфальта, но понял, что это моя смерть и съехал с дороги на гравий вплотную к металлическому ограждению. Его зеркало в миллиметре от руля моего велосипеда, пролетело мимо.

05.06.2015

Ранний подъем, завтрак, сушка палатки и на трассу. Сегодня будет самая южная точка маршрута. Подъем на маленький перевал 2200 м. и с ветерком вниз, ощущая легкий пилинг лица мелкими жуками. Навигатор отключен и опять проскочил неприметный поворот. Пришлось возвращаться, круто поднимаясь вверх, до поворота в сторону м. Татев. На пути к Воротанскому ущелью встретил красивую рыжую лисичку. Внизу поселок Алидзор. Эта часть ущелья настолько красивая, что нет слов. Спустившись к реке Воротан, купил холодного пивка в ларьке. Местные жители приезжают сюда купаться в ваннах, вырубленных в скале. Обедать решил подальше от этого шумного места и начал подъем вверх. На подъеме асфальт закончился. Через некоторое время увидел источник воды, красиво оформленный и куча армянских букв. Попив воды, я понял, почему этот источник так уважают. Вода минеральная, с легкой газацией. Наверху монастырь Татев. Перед ним маленький рынок с местными дарами. Отсюда маршрут пролегает через горы в поселок Лцен. Неприметную дорогу туда, могут подсказать только местные жители, заодно предупреждая, чтоб я не обижал там волков, медведей. Там где кончаются сельхоз. участки, встретил четырех мужиков, празднующих рождение внука одного из них. Посидел с ними 15-20 минут, поговорили о жизни. Благодаря им, я не сбился с пути. Пора искать стоянку для ночлега. Поднялся еще немного и остановился на склоне. Ужинал без чая, запивал домашним вином, купленным около монастыря. Стемнело и где то там внизу слышались песни тех самых мужиков. Они наверно видели, где я остановился и решили пошутить. Начали подвывая зазывать волков и те тут же откликнулись с противоположного склона гор. Ночью разразилась гроза. Какие там зверушки, вот чего надо было бояться. Я пожалел, что велосипед положил ниже палатки, все хоть какой-то громоотвод. Молния била справа, слева, сверху, снизу.

06.06.2015 пройдено за два дня 5 и 6 число 111 км.

Всю ночь дул сильный ветер и дорога к утру подсохла. Дикая дорога, по которой можно местами ехать на велосипеде, но смысла нет. Проще пешком. Тишина, прыгают зайцы, птицы поют, бабочки летают, короче рай. Поселок Лцен, это второе удивительное место, которое я увидел в Армении. Еда закончилась, а в этих краях нет магазина. Пришлось использовать два завалявшихся пакетика кружка супа, устроившись около источника воды, рядом с монастырем Воротнаванк. Заодно и постирался. Дорога в город Сисиан очень красивая. Здесь по плану нужно посетить водопад, но дело к вечеру и увидеть водопад шансов нет, поэтому закупаю еду и короткой дорогой на трассу в Ереван.

07.06.2015 пройдено 100 км.

Опять на перевал 2344 м., а там уже и спуск на 1200 м. На перевале встретил французских велотуристов, девушка и парень. Они начали в Ереване и двигаются в Иран – Таджикистан – Китай – Таиланд . Через 30 км., заканчивая перекус в кафе, вижу мимо пролетают два англичанина. Сажусь на вел и догоняю. Они едут из Ирана через Ереван в Тбилиси, а там самолетом домой. Нам по пути, но ориентируясь по карте и один из них наверное новичок, они двигаются медленнее . Пришлось идти в отрыв.

08.06.2015 пройдено 127 км.

Овсянка, батончик nuts с какао и вперед на Ереван. В этот день повстречал поляка, который едет в Нагорный Карабах. Около монастыря Хор Вирап, находящегося у подножия г. Арарат встретил украинского автостопера и испанского велотуриста. Как и поляк едет в Нагорный Карабах. Вечер, я в Ереване. Час пик усложняет экскурсию по городу. Из за малой скорости, навигатор не показывает мое направление движения. Это затрудняет ориентирование на местности. Темнеет и чтоб не плутать, спрашиваю у прохожих как лучше проехать. Ночевать остановился в черте города в заброшенном саду. Ураганный встречный ветер и темнота не дали найти более комфортное место для стоянки. Всю ночь была гроза и шел дождь.

09.06.2015 пройдено 89 км.

Направление на г. Маралик, предстоит опять подняться на перевал 1964 м. Подъем занимает почти весь день. По пути заехал в город Талин, там полуразрушенный собор. Фотик отказался работать . Понял, что это c памятью проблема. Пришлось экшен камерой фотографировать. Спустился с перевала и не доезжая г. Маралик, остановился на ночлег.

10.06.2015 пройдено 94 км.

Проезжая г. Гюмри, заехал в фотосалон, где скачал всю информацию на флешку. Отформатировал карту и фотик опять в порядке. Опять надо лезть на перевал, где погранпереход расположился на высоте 2200 м. На протяжении всего путешествия нам периодически говорили, что КПП Грузия – Абхазия не работает и здесь я решил спросить у грузинских пограничников, да или нет. Ответ был отрицательный. Все пропало, гипс снимаю. Появилась мысль двигаться как все путные люди, через Казбек в г. Владикавказ, но для этого надо опять вернуться в Тбилиси.

11.06.2015 пройдено 101 км.

Еду в Тбилиси, но на душе муторно, второй раз туда не хочется. Подъехал к озеру Паравани и тут возникла мысль, что может ходит теплоход Батуми – Сочи. Позвонил в Новосибирск, чтоб по нету пробили мою версию. Вскоре пришла смска, что есть теплоход . Не доверяя интернету, остановил машину с людьми из Батуми, которые уверенно сказали, что нет теплохода. Продолжаю двигаться в сторону Тбилиси. Поселок Айазми, здесь я провел массовый опрос, есть ли жизнь на Марсе. Ответ был положительный, плюс к этому, в Батуми есть международный аэропорт, который подстрахует, если что и я решительно направился в Батуми. Потом приехав домой узнал, что направляясь в Тбилиси, мог попасть в тот самый потоп, в ночь с 13 на 14 июня. Далее выйдя на трассу, весь день двигаюсь на снижение. После поселка Ахалкалаки дорога пошла вдоль реки Паравани и если бы ни встречный ветер, то можно педали не крутить, катиться и наслаждаться пейзажами. Горизонтальных участков не наблюдается, ночевать пришлось на слоне, недалеко от дороги.

12.06.2015 пройдено 72 км.

Спуск замедлился и все чаще стали появляться кратковременные подъемы. Вскоре повстречал ирландцев. Спросил: куда путь держат? Они показали карту, закрепленную на рулевой сумке. C таким маршрутом, впору с собой глобус возить. Там только Америки нет. На другой стороне реки показалась красивая крепость Хертвиси. В городе Ахалцихе находится большая крепость Рабат. Заходить не стал, так как велосипед надо было оставить на улице, да и гроза ходит где то рядом.

13.06.2015 пройдено 72 км.

Вскоре после 14 км. асфальтированная дорога заканчивается. Здесь начался подъем на перевал Годердзи 2025 м. В солнечную погоду он красивый, в дождь мрачная картина, зимой он закрыт. Как всегда мне повезло, еду себе потихоньку, тишина, любуюсь пейзажами, ну прямо как паровозик из Ромашково, каждому повороту рад. Не заметил как оказался на верху, где расположен дачный поселок . В местном ресторане поел фирменное местное блюдо. Рецепт : сыр, сметана, яйцо, короче яичница . Спускаться с перевала тяжелее чем подниматься, большой риск упасть, если вел пойдет юзом по речной гальке. Чуть ниже началось, назвать поселком трудно, так как много километров очень плотно идут дома, даже по нужде сходить некуда. Ощущение такое, что на каждый метр по грузину. Здесь на спуске встретил байкера из Германии, который ехал в Тбилиси. Он не мог понять, куда делась дорога. Я успокоил его, что он на верном пути и что когда-нибудь он увидит асфальт и сказал, чтоб поторопился, так как скоро будет дождь, а мотоцикл на мокрой гальке очень опасен. Немного погодя встретились велотуристы из Швейцарии. Эти хрупкие создания замахнулись на весь глобус, то есть Американский континент включительно. После большой стройки, похоже возводят плотину, появилась асфальтовая дорога.

14.06.2015 пройдено 90 км.

Последний день путешествия. Задача добраться до Батуми и выяснить, как отсюда можно выбраться домой. С утра встретил двух студентов из Азербайджана, которые учились в Батумском университете и возвращались домой на велосипедах. Опять французская парочка проезжает на двухместном тандеме с прицепом. Удивляюсь, как на этом пердомобиле можно ездить по горам. На спусках уже три дня, как начали звенеть тормозные колодки. Хотел доехать не меняя, но сегодня это стало сильнее, ведь в совокупности с Памиром они прошли 3000 км. Пришлось заменить. В Батуми сразу направился в порт, но он был закрыт. У охранников узнал, что теплоход ходит раз в неделю по четвергам, в моем случае 18 июня. Поехал в аэропорт. Самолет с пересадкой в Москве летит на день раньше, 17-го. Забронировал билеты, на следующий день, поменяв деньги, выкупил их. Вода в море холодная, погода пасмурная, с дождями, оставалось только наслаждаться местной кухней. Дешевую квартиру предлагали за 20 $, но тут я решил сэкономить, поставил палатку за летным полем. Место приятное, безлюдное, коровы пасутся.

Билеты с оплатой багажа Новосибирск – Москва – 4985 руб.
Москва – Баку – 5848 руб.
Самолет Батуми – Новосибирск – около 13000 руб. плюс 120$ за велосипед
Сколько всего потратил, точно сказать не могу, приблизительно 1100$ без излишеств.
За 20 дней пройдено 1650 км. И если бы не ошибки, то км. на 100 было бы меньше.
При поездке в южные республики поездом, за велосипед лучше платить проводникам. Официальная оплата за велосипед не исключает проблем при посадке.

Видео здесь:

http://vk.com/video119372692_171585487