Памир
19 августа поезд Новосибирск – Ташкент
Куча народу идет погрузка швейных машинок все как в предыдущем отчете, где проводник не давал посадку с велосипедами. Я сперва загружаюсь с рюкзаком в вагоне шум гам толкучка. Место мое уже занято чел. ошибся номером прошу освободить и скачками за велом. На вопрос проводника что это я сказал что вел. и быстро прошел в вагон. За спиной слышу не настойчивое что то на счет габаритов. Я сделал вид что ничего не слышал и на свое место. Во время движения поезда проводники заняты маскировкой контрабандного товара официанты разносят пирожки лагман плов. В Казахстане меняю 3 т.руб. на узбекские сумы так как в Ташкенте не меняют руб. на сумы а на черном рынке можно попасться ментам крупный штраф и неприятности гарантированы. На границе узбеки вынуждают заполнить декларацию по ввозимым ценным вещам и валюте. 22 августа 3 ч. ночи после 2х таможенных досмотров поезд прибывает в Ташкент. В здание вокзала не пускают. При выходе в город толпа таксистов предлагает услуги за рубли а я как дурак с сумами. Хотелось быстрее добраться до Таджикистана решил взять такси цена в сумах устроила около 1200 руб. за 100 км пути. Таксист не найдя еще попутчика решил передать меня другому извозчику который типа едет в ту сторону. Проехав 7-8 км по городу нас обгоняет машина со спец сигналом принуждая водителя остановиться предъявил удостоверение спрашивают кто я и куда следую проверка док. В паспорте вложена декларация сразу следует вопрос откуда у меня Узбекская валюта и где справка на приобретение валюты на мой ответ сказал что это не законно придется ехать в милицию для разбирательства. Водитель начал уговаривать мента и как бы намекая мне что надо дать взятку. Я понял что это развод на деньги только не понятно это просто мошенники или менты вышли на заработки. Вылез из машины забрав свои вещи и сказал чтоб вызывали наряд милиции. После чего наезд закончился человек изображавшего мента свалил а водитель начал просить чтоб я сел в авто и он довезет до границы. Далее все было нормально. На Таджикской границе я убедился что двигаясь на велосипеде регистрация мне не нужна. Это у них в законе написано о людях совершающие круиз по стране. В 11.00 пересек границу тут подскакивает таджикский таксист и предлагает довезти до Худжанда. Бессонная ночь без завтрака я решил ехать предварительно сбив цену и поставив условие следуем – обменный пункт – столовая. Пообедав собрал велосипед и в путь. Прошел 37 км.
В этом году решил жестко придерживаться своей тактике прохождения маршрута. Подъем в 5 ч. Утра. Обед в полдень это когда солнце на юге. Время обеда и отдых после него составляет 3 часа после чего можно еще ехать до заката солнца. Возможно благодаря этой тактике шел очень легко и только на 16й день подъезжая к г. Мургаб почувствовал первую усталость
23 августа – 65 км
Дорога медленно поднимается вверх температура днем + 37 в тени на протяжении всего пути до Памира только на перевалах 25-30
24 августа – 65 км
Прошел тоннель Шахристан 2760 м над ур. моря дл. 5.2 км спуск очень красивый вечером после короткого дождя проехал поселок Айни
25 августа -80 км
От Айни до Анзобского тоннеля очень красиво. Трасса идет по глубокому ущелью а перед тоннелем резко серпантином набирает высоту 2700 м. Тоннель дл. 5 км по предыдущим отчетам состояние хуже не бывает. Пытаюсь поймать машину чтоб миновала меня эта участь но тщетно. Все машины идут переполненные или не приспособлены для перевоза вела. Достал свой светодиодный фонарик и попер. Как говорил Е. Петросян очучения не передаваемые. Горы камней и глины глубокие лужи льющаяся с потолка вода дым разъедает глаза местами торчит арматура и если нет попутной или встречной машины то темно как у …….. Таджики очень добрый и приветливый народ но когда они садятся за руль шайтан арбы все положительные качества на нуль в глазах огонь и типа уберите козу или выпустите меня отсюда. Подобное наблюдал в Душанбе где гаишник пытался разрулить пробку так это стадо чуть не затоптало его. Тоннель позади. Один час спуска и останавливаюсь у придорожной чайханы под навесом где накормили и спать уложили. Топчаны там служат местом для молитвы еды и сна при этом молитва и сон это бесплатно.
26 августа – 85 км
Утром завтракаю и вниз в Душанбе предварительно помыв велосипед в ближайшей авто мойке. Город интересный но особо рассматривать некогда. Задача найти ОВИР и получить пропуск в ГБАО. Навигатор точно выводит на данную избушку и выясняется что пропуск можно получить только при наличии регистрации. Вспомнил волшебные слова '' восток дело тонкое ’’ 150 сом и документы к 16 ч. были готовы. Пока шел процесс пытался найти не дорогое жилье чтоб помыться постираться но в одной квартире именно сегодня не было воды другие дорого. Когда фотографировал монумент Сомони фотоаппарат отказался работать. Шторки видимо от жары заклинило. Достал нож выломал один лепесток другие почувствовав что то неладное начали открываться. Получив документы ломанулся из города. Через 15 – 20 км за городом какие то бомжи работающие в хоз. магазине и в нем же проживающие предложили поставить палатку на их территории. Там была вода туалет возможность помыться и стираться. Спасибо им я снова почувствовал себя человеком
27 августа – 49 км
Плющит жара на душе муторно возможно последствие стремного питания и суеты в Душанбе + легкий встречный ветер.
28 августа – 56 км Проехал Обигарм там я принял горячие лечебные ванны. Тем более когда смываешь с себя пот и грязь то любая ванна становится лечебной. Асфальт закончился дорога перестает быть дорогой толстый слой речной гальки. Периодически встречаются смешные люди в оранжевых жилетах с лопатой типа смотрители за дорогой. Я бы всю такую дорогу на лопату и в пропасть. Ставить палатку негде кругом камни. Доехав до ближайшего кишлака прошу разрешения поставить палатку в огороде. Если это сделать не в огороде то дети начнут собираться толпами и вынесут мозг расспросами даже не зная русского языка и вообще дети в тех краях это бедствие для туристов. Завидев издалека несутся с боевым кличем hello судя по интонации и как это произносится перевод этого слова '' стоять давай деньги ''
29 августа – 35 км
Подъехал к развилке пост ДПС проверка документов далее мне направо. Помню по отзывам что там дорога еще хуже решил взять попутку попросил гаишников кстати очень доброжелательные вооруженные до зубов люди помочь в этом вопросе. Трафик в этом направлении был крайне слаб. Только потом понял почему. Там при подъеме на перевал большая фура свалилась в реку и разрушила мост. Мне повезло вскоре подошла пустая машина типа маршрутка которая ехала в ту сторону и они то есть водитель его напарник и мальчик лет 12 не очень охотно согласились подвезти. Увидев убитую дорогу по которой мы ехали я поблагодарил бога за попутку. Через 20 км мы остановились около маленького симпатичного озера мне предложили прогуляться и искупаться в озере соглашаюсь. После небольших заплывов стою сохну вдруг как по волшебству из пакета водитель достает литровый бутыль водки. Я не любитель крепких напитков но от 100 г. и бутерброда с колбасой не отказался. Все дальнейшие уговоры поддержать коллектив по уничтожению зеленого змия пресекал на корню и если б знал что меня ждет дальше я бы выкушал ее чтоб не досталась она ни кому. Напарник водителя принял 200 и на этом остановился. Водитель видно после купания слегка замерз поэтому стопок 5 он легко уронил в себя. Я думал что за руль сядет его напарник но я ошибся и в меня начали закрадываться смутные сомнения …….. Солнце на закате мы выезжаем. Напарник начинает набивать сигарету марихуаной и предлагает ее мне. Я как скромный человек отказался от такого удовольствия. Подъезжаем к довольно опасному участку слева скалы справа пропасть дна не видно. Водитель чувствует себя не уверенно останавливается просит налить водки. Напарник удовлетворяет его желание а чтоб совсем не дрейфил сигаретку с марихуаной.
Водила преобразился как будто он получил в подарок 5 жизней и изящным движением руки включил передачу и началась компьютерная игра Need for Speed. Ощущение было такое что у меня волосы встали даже в тех местах где их нет. В голове крутится мысль за что мне это и за какие грехи. Правда грехов у меня много но за какой именно? За бортом уже темно мы стремительно набираем высоту. Тут происходит какая то заминка водитель останавливается сдает назад и со скоростью 10 км рвет вперед. В салоне авто резко потемнело грохот треск машину по самую крышу накрывает водой. На пару секунд мы оказались в подводной лодке. Хорошо двигатель не заглох и мы выбрались из фарватера горной реки на другой берег. Это был брод около сломанного моста. Через некоторое время появляется вывеска. Го́рно-Бадахша́нская автоно́мная о́бласть приветствует участников авто пробега. Дале КПП проверка документов и едем дальше. Водитель протрезвел просит водки. Допивает все что осталось под язык насвай а мне хочется положить валидол но я с собой не взял и экшн продолжается. В кишлаке Калаихум где подходит основная дорога через Куляб я робко спрашиваю а не сойти ли мне здесь. Нет братан мы тебя ночью посреди дороги не оставим. Да ситуация нас сроднила или они хотели сказать что не все показали на что они способны. Эти ребята оказались обычными извозчиками Хорог – Душанбе Интересно в Египте там такие же работают?
30 августа – 26 км
7.30 ч. утра г. Хорог выгружаюсь весь в пыли так как вчера первые 30 – 40 км дорога была с толстым слоем пыли. Дорога до поселка Ишкошим 40 % битого асфальта остальное речная галька Стоянку сделал пораньше в кишлаке Пиш около водопада и чайханы нужно постираться и выспаться.
31 августа – 57 км
Дорога все хуже и хуже ближе к вечеру добираюсь до местного горячего источника. Принимаю ванны вода как нарзан пузырится и приятно пощипывает.
1 сентября – 61 км
Поселок Ишкошим все дети нарядные идут в школу кому близко а кому 5-10 км. У меня сегодня тоже праздник проколол колеса. Там облепиха зверская имеет колючки 5-6 см дл. Из нее делают заборы. Я в поход брал 2 тюбика клея один маленький резиновый который на 2й день похода вздулся и лопнул от жары второй клей момент которым пришлось заклеить 2 отверстия. К этому времени тюбик тоже начал подтекать и пришлось в магазине купить очень подозрительный китайский рем. набор. Вечером встретил 2х байкеров из Румынии они сказали что дальше дорога хрень.
2 сентября – 41 км Только теперь я понял что такое плохая дорога песок галька гребенка все одновременно. Скорость 4-5 км в час. Переднее колесо может неожиданно попасть в ямку заполненную песком или галькой. Вел резко останавливается а так как педали у меня контактные то не успеешь мявкнуть и ты уже на боку. 4-5 падений в этих местах. Еще одна неприятность. Перестал работать передний переключатель. В систему дважды попадали мелкие камни оплетка тросика распушилась короче кирдык но при такой скорости он пока не нужен. Вечером когда хотел запастись водой меня пригласили в дом где накормили и спать уложили спасибо было очень комфортно
3 сентября – 46 км Сегодня закончилась Ваханская долина и река Пяндж. Дорога теперь лежит вдоль реки Памир резко набирая высоту. Ночевка на высоте 3077 м.
4 сентября – 42 км Виды обалденные что не скажешь о дороге. Ночевка у реки на солончаке была не очень уютной. Глядя на реку которую легко перейти на лошадях так вот придут афганские моджахеды а тут раб валяется без дела не порядок. Всю ночь сильный холодный ветер продувал палатку насквозь и чуть расслабишься холод проникал в спальник. Летом специально для Памира купил штормовую 1.5 местную палату но 1 кг лишнего веса и я решил взять облегченный вариант с учетом спальника на температуру – 15. Потом уже ставил палатку в защищенных от ветра местах.
5 сентября – 51 км Пограничная застава далее на перевал как сказал пастух 4500 м. Спросил про воду там выше сказал что есть. В итоге когда спустился с перевала ни одного ручья. Ночевал без воды возле трассы Хорог – Мургаб
6 сентября – 55 км трасса Хорог – Мургаб 4000 м над ур. моря. Справа слева холмики 200-300 м. напоминающие Монголию только травы нет и снег лежит. Через 25 км небольшой кишлак. Там в гостевом доме заказал плов и пока хозяева суетились отремонтировал передний переключатель скоростей сходил в магазин. Поел отдохнул и в путь Вечером остановился у домика дорожной службы где предложили покушать накрыв в юрте. После еды хочу ехать дальше но пастух сказал что следующие жилье через 50-60 км. уговорил остаться ночевать здесь. Чуть позже подошли уходившие на прогулку по горам два англичанина Макс и Джеймс путешествующие автостопом. Еще раньше в Ваханской долине одна таджичка спрашивала меня не страшно одному наедине с медведями волками и тиграми. Я тогда удивился ну снежный барс куда ни шло а тигр то откуда? Пастух подтвердил что ходят они тут мумие жрут и в голодное время баранов трескают. Вот так жил себе спокойно а тут оказывается тигры. Не зря говорят меньше знаешь лучше спишь. Спать в юрте было холодно в своей палатке и спальнике было бы тепло еще и за ночевку пастух попросил 30 сом уронил до 20 и начал собираться в дорогу. Подкачивая колесо после склейки оно чуть травило воздух оторвался сосок. Пришлось воспользоваться запасной камерой. Накачиваю осторожно запаска у меня одна.
7 сентября – 80 км Около 20и км дорога медленно набирает высоту 4200 м может чуть больше все остальное время идет спуск почти до самого г. Мургаб 3700 м. Слегка дует встречный северный ветер чем вносит дискомфорт на данном этапе пути и не только с этого дня и до конца путешествия. Во второй половине дня вижу интересную картину в мою сторону летит огромный пингвин с большими мощными крыльями я даже забыл про фотоаппарат дома в интернете глянул что за зверь – орел ягнятник. Встречный ветер дал о себе знать подъезжая к г. Мургаб первый раз почувствовал усталость в ногах. На местной барахолке в столовой хорошо и вкусно поел заодним узнав как ходят местные такси так как появилось отставание от графика движения и отправился искать очередной огород для ночевки. Да забыл сказать ночное небо на Памире это сказка. Чего там только на небе нет а увидев большую медведицу вспоминаешь что где то там прямо под ней находится мой родной город Новосибирск
8 сентября – 49 км 7.00 утра договариваюсь с таксистом до озера Каракуль. До перевала Акбайтал 4655 м идет асфальт. На спуске асфальт заканчивается и начинается гребенка в салоне грохот и тряска будто из двигателя вываливаются последние болты и гайки. Водитель сворачивает на объездную дорогу стало тише. Перед озером появляется асфальт и КПП. Проверка документов и досмотр вещей сегодня усиление границы. Завтра 9 сентября праздник день независимости Таджикистана от России при этом большинство жителей кому за 30 сожалеют о том что это произошло. На КПП русский офицер похожий на А. Розенбаума предложил чаю и в обоюдной беседе проявил незаурядное знание всех гор России и Таджикистана. Поселок Каракуль выгружаюсь ищу столовую ем и в путь. Дорога пролегает вдоль озера постепенно поднимаясь на небольшой перевал 4200 м к встречному ветру я начал привыкать но только не здесь на перевале не то что ехать пешком идти не возможно с трудом добираюсь до крутого спуска сажусь на велосипед и с огромной скоростью 4 км в час напрягая остатки сил пошел на снижение. Спустившись на 150 м кончается асфальт и я понял где я сейчас нахожусь. Долина Маркансу по описанию во многих источниках там часто погибают ослабленные животные а я сегодня что то тоже устал и никак не пойму как лучше идти пешком или на велосипеде одинаково хреново. До границы километров 15 но сил нет. Слева вижу яму искусственного происхождения видимо отсюда брали гальку для отсыпки дороги решил здесь переночевать. На подходе к ней заметил несколько следов таких же сумасшедших велотуристов как я. Судя по всему в этой каменной пустыне яма является 5и звездочным отелем а по остаткам еды и кучек ….. к тому же и все включено.
9 сентября – 82 км Встаю как всегда с первым просветлением неба поел и вперед. Восход солнца сегодня изумительно красив. Горы засияли как на картинах Н. К. Рериха и тишина. Подъезжаю к Таджикской заставе которая почему то находится на перевале приблизительно 4200 – 4300 м где они там только воду берут. После затяжного и крутого спуска подъезжаю к киргизскому КПП где был радушно принят. Россиян здесь уважают и предупредили что далее будет только спуск до самого г. Ош за исключением 2х перевалов 3615 и 2389 м. В Киргизии можно путешествовать 3 месяца без регистрации кайф.
10 сентября – 100 км Встретил 2х Англичан двигающихся на Памир покрышек набрали штук 5 наверно решили лихо прокатиться. Немного пообщавшись насколько позволял мой никакой английский язык поскакал дальше.
11 сентября – 48 км Тепло хорошо и мухи не кусают наверное догнать не могут. На обочинах стали появляться фрукты а то так соскучился по ним путешествуя по Памиру. Впереди навстречу движется какой-то луноход. Девушка сидящая в кресле задрав ноги эротично так крутит педали а сзади парень тянитолкаем работает. Эта французская пара решила покорить Китай. Через 15 км въезжаю в г. Ош. Около местного рынка нахожу недорогую гостиницу 25$ одноместный номер. Отдыхаю 2 дня. Впереди проблемный Узбекистан.
13 сентября – 66 км В 11м часу покидаю гостиницу и через 5 км я на границе. Киргизский КПП прошел быстро а вот Узбекский минут 40 . Пока заполнишь декларацию в 2х экземплярах с кучей вопросов + большая очередь собирается из-за непоняток как что и где писать. 12 часов дня и я на свободе в Узбекистане. Сейчас встал вопрос где и как купить денег местного производства. С рук боюсь а банков поблизости нет. Какое то время не нарушая законов еду дальше. Проехал 50 км все банки которые встречались в пути отказывались менять валюту посылая меня на рынок за деньгами. Стало понятно что жить по закону в этой стране не возможно так как хочется кушать. Г. Андижан на рынке покупаю деньги и теперь могу во все тяжкие столовая дыня пару коктейлей. Ну вот поели можно и поспать. Выезжаю на трассу еду за город в поисках места для палатки.
14 сентября – 130 км Утром обнаружил что опять заднее колесо немного спустило. У меня камеры с ниппелем presta и если колесо чуть спустило то это прокол. Снимаю колесо клею и в путь. В китайском тюбике который был куплен в Ваханской долине оказалось 2е капли клея но этого хватило заклеить отверстие. Вспомнил что сегодня суббота и обрадовался что по закону выходные дни увеличивают срок без регистрации с 3х дней до 5 и я спокойно за 4е дня доберусь до Ташкента. Сегодня у меня праздник. Афганец пересилил северный ветер и до обеда слегка дул в спину. Еду по большой новой трассе а навигатор с устаревшей картой показывает что я еду где то по полям. Воду давно уже не вожу перекусы делаю арбузами дынями.
15 сентября – 69 км Северный ветер опять победил. Всю ночь и утро идет дождь. Ждать когда закончится нет смысла собираюсь одеваю на рюкзак дождевик и еду. До обеда пережил два сильных ливня. Прятаться некуда да и поздно весь до нитки промок поэтому продолжал ехать. Настроение 0 впереди небольшой перевал. Покушав в придорожной чайхане решил взять машину. Это решение в дальнейшем помогло избежать очень крупные неприятности. Этот перевал очень сильно охраняется. На протяжении всего пути военные патрули. Остановиться на ночевку крайне сложно везде камни и скалы. Доехал до городка Ангрен. Здесь уже солнце и не смотря на уговоры таксистов увезти в Ташкент продолжаю движение своим ходом
16 сентября – 66 км Ночевал на поле где люди продолжают убирать урожай. На этих полях они живут все лето в домиках напоминающих шалаш. Через 50 км въезжаю в Ташкент. Весной на ВелоэНск поднималась тема о том что в Ташкенте милиция изымает велосипеды у мирно прогуливающихся граждан. В городе я заметил очень много знаков запрещающих проезд на велосипеде хотя изображение на этом знаке больше похоже на скутер но на всякий случай принимаю на свой счет. Пока ехал на улицах не встречались велосипедисты. То ли утро рабочего дня то ли их уже всех повязали. Нашел железнодорожный вокзал и от него начал поиск гостиницы. В первой где были свободные номера мне сказали что прошли 3 дня когда можно было регистрироваться но оплатив дополнительный день 45 $ они уладят эту проблему. Оказывается выходные дни приплюсовываются если ты регистрируешься на частную квартиру а в гостиницу только 3 дня. Переплачивать не хочу так как благодаря тому что проехав на машине я сэкономил один день и моя проблема находится в пограничном состоянии. На данный момент если быть точным в 12.00 заканчивается 3 дня. Еду в местный ОВИР. Там мне дали адрес другой гостиницы и сказали срочно туда а то будет поздно. Не раздумывая несусь туда. Номер чуть дороже но значительно дешевле чем с предыдущей переплатой. При выезде из гостинице мне вручили талончик с печатью подтверждающий регистрацию который предъявляется при пересечении границы. При отсутствии регистрации ссаживают с поезда. Так случилось с одним узбеком на российской границе. У него были долги перед сотовым оператором в нашей стране
На этом мое путешествие закончилось. Потрачено около 21 т. руб. плюс билеты на поезд 16 т. руб.
Благодарю всех кто писал отчеты в предыдущих годах. Они очень помогли при подготовке к походу.