Автор: Евгений Кудрявцев
Кучерлинское озеро 2007
Маршрут:
Бийск-Алтайское-Барагаш-Усть-Кан-Усть-Кокса-Тюнгур-оз.Кучерлинское-Тюнгур-Иня-Бийск(по М-52)
Состав группы:
Ф.И.О. Фас Возраст Род занятий
Евгений 19 лет Студент (филолог), легкоатлет.
Константин 15 лет Школьник, художник.
Валерий Андреевич (папа наш) 53 года Рабочий, в общем…
Техника:
Велосипед «SKIF» 2007 г.в., Бердская сборка. 21 скорость, передний, задний амортизатор, без багажника. Обкатан за неделю до отъезда, самая шикарная единица в нашем велопарке.
Велосипед «STELS» 2005 г.в., проверен дорогами НСО и респ. Алтай. 5 скоростей, ну, в общем-то, и всё. Надежная грузовая лошадка.
Велосипед кустарной сборки марки «Урал» 1987 г.в, о-очень избитый и проверенный экземпляр. В прошлом году прошел переоборудование с заменой ободов, покрышек, задней звездочки, спиц. 5 скоростей (работает одна). Добавим, что оба колеса исковерканы большими восьмерками, отсутствующими спицами.
День 0 (№ нуль) 11 июля 2007
Вечером в Искитиме садимся на поезд № 601 Новосибирск – Бийск. Все соседи по плацкарту были ужасно недовольны нашим появлением с великами (завернутыми, кстати, в желтые большие пакеты из-под утеплителя). Затолкали велики на самую верхнюю полочку под испуганное «а не упадёт?».
День первый
Мы в Бийске рано утром. Собрали, скрутили транспортные средства. Рядом собирались люди из Кирова, организованнее нас. Удивляет, что эта молодая пара так основательно подготовилась к столь непродолжительному путешествию, в отличие от нас, намеревавшихся преодолеть большее расстояние. Хотя мы собирались, как могли, в меру собственного опыта и навыков.
Собрались, вымыли руки в платном туалете, поехали. Тут же тормозят нас приветливые люди на Жигулях.
-Кто, откуда и куда?
-Туда-то, туда-то…
-А мы – Спортивно-технический клуб «Багги+» автокросс. Если проблемы будут (технические) – обращайтесь.
Едем дальше. Бийск – странный, да нет, типичный город России с ухабистыми дорогами вокруг вокзала, в центре и прекрасной трассой на Белокуриху. По этой трассе и едем до свёртка на Алтайское. Погода замечательная, переходящая в пекло.
11:30 – Заехали в райцентр Советское. Самое необычное, что там наше Искитимское мороженое в стаканчике стоит 4 рубля (к примеру, в магазине напротив нашего дома – 7 руб.).
16:35 – Мы в Алтайском, едем без обеда (небольшие перекусы, остановочки-двухминутки). И опять же, расстояния не играют никакой роли – мороженое за 3-50!
Сворачиваем на дорогу до Черги. Уже в деревне Сарасе нас застает дождик, ищем стоянку. В итоге остановились у реки, еле нашли дрова, пусть и сырые, легли спать.
Пробег за день – около 110 км ( по счетчику – 124, он был запрограммирован на колесо большего диаметра). Время в пути – 7 часов 24 минуты.
День второй
Дождь с самого утра, пережидаем его под козырьком заброшенного дома в деревне Кыркыла. Простояв так полтора часа, выезжаем в дождевиках. К обеду дождь кончается, мы на Комарском перевале. Первый наш перевал, отнеслись к нему серьезно. Подъем начинается сразу за Комаром, спускается дорога к Белому. Спуск веселый, трясучка неимоверная. Здесь из нашего Урала и посыпались спицы заднего колеса. Больше так быстро мы не спускались…
Въехали в республику Алтай, сразу же начался добротный асфальт, но и он, как все хорошее, кончается через 25 км.
Деревня Верх-Кукуя. После дождя все трущиеся части великов стали скрипеть, едем и ищем вдоль дороги канистры из-под масла. В итоге остановили КАМАЗ и добродушный водитель налил нам пол-литра… масла.
Перевал Кукуя начинается сразу за деревней Верх-Кукуя. Подъем – 3 км, спуск – 3 км. Подъем крутой, спуск еще хуже, намного хуже. Поднялись с горем пополам, умывались из ручейка справа от дороги. Покрытие – серая пыль с камушками (опробовано голыми пяточками), не дает восходящих потоков жара, да к тому же и тень от деревьев. Подниматься одно удовольствие. Высота перевала – 1300 м. Чуть не убились на спуске, очень крутой слалом, три крутых поворота на скорости в 50 км/ч. Скорость такая оттого, что тормозов нет почти. Лечу с первой пологой горочки, еще до слалома, Костя кричит: «Доставай камеру, снимем». Я не слышу его абсолютно, выжимаю тормоза, как только могу, они немного помогают, когда скорость еще не набрана. Проехал первую горочку, спрашиваю у Кости, чего он хотел. Когда понял, отвечаю: «Блин, какая камера, я затормозить не могу!» и на полной скорости слетаю на слалом, резко уходя из поля зрения Кости. Первый крутой заворот, второй. На втором понимаю, что нужно как можно больше наклонять велик и выставлять коленку (на случай торможения), третий поворот направо, самый крутой, со столбиками слева – все для того, чтобы и мокрого места от тебя не осталось. Слетаю вниз, пытаюсь на скорости вывернуть руль в нужном направлении, но меня несет ровно на столбики. Вот я уже почти касаюсь их левой коленкой, но вдруг колдобины выгоняют меня почти на середину дороги, подальше от столбов. Все. Больше поворотов нет, крещусь прямо перед встречной машиной, шофер то ли ужасается, то ли улыбается. Ужас. Серьёзно. Литры адреналина. Совет всем: Ребята! Не спускайтесь с перевала Кукуя без тормозов!
Сделали папе первую мед. Помощь, так как он спрыгнул с вела после того, как его колодки стерлись после экстренного торможения. Йод, бинт…
20:30 Остановились на ночлег за несколько километров до Барагаша.
Пробег за день – 70 км, время в пути – 6 часов 54 минуты.
День третий
Подъем, как всегда, ранний – в 9 часов мы уже в пути. В 12 часов мы добрались до Беш-Озёка. За пару километров до границы Шебалинского и Усть-канского районов начинается асфальт, так что Чакырский перевал мы проходим очень хорошо – катим велики на руках. Перевал этот 2 км подъем, 4 км спуск. После спуска под мостом остановились на обед, так замечаем папину усталость. В этот день наиболее остро на нашем состоянии отразилась акклиматизация: лень и слабость, отсутствие аппетита.
18:30 Мы прибыли в Усть-Кан. Закупились и едем дальше, надеясь вплотную подобраться к Кырлыкскому перевалу.
20:00 Остановились на краю деревни Кырлык «пряничков отведать». Подъезжают к нам на тракторе местные парни, лет 20-22 (всего их двое). Поздоровались за руку.
-Откуда, куда?
-Туда-то, туда-то.
-Есть «палтинникэ»?
-Что?
-Э-э-э… палтинникэ. (50 рублей, короче).
Папа достает пакет полиэтиленовый с тремя десятками – это все, что осталось после похода в магазин, остальное – пятисотенные купюры. Говорим, что это последние, что мы дети, студенты, денег нет, ехать далеко. Они говорят, что «убивают у них тут часто». Говорят, что позвонят Сарышским, Коксинским, если мы хотим проблем. Денег мы им не дали ни рубля, но и они нас Очень напугали. С этого момента наше путешествие, мирное и дружелюбное, превратилось в отступление. Мы крутим педали и разрабатываем план действий. Решили отходить за реку, бросая велики, в случае прибытия «Сарышских и Коксинских». Отъехав от Кырлыка километров 10, мы остановились слева от дороги, за бугром (кочкой). Решили не раскладывать палатку и не ужинать, так как палатка яркой расцветки, а костер, сами понимаете… Папа с Костей залезли в один очень большой спальный мешок, я спал под тонким одеялом. Каждый раз вытягивали шеи, чтобы увидеть, кто проезжает по дороге. И как сильно оборвалось сердце, когда это был трактор…
Ночь выдалась холодная и очень звездная. Просыпаясь посреди ночи от дрожи, можно было долго дрожать и любоваться звездным небом.
Честно говоря, было уже не до подсчета километража, где-то 80. Время в пути – 8 часов.
День четвертый
Мы с Костей проснулись в 5:25, папа к тому времени приготовил легкий завтрак. Выехали по утреннему туману, солнце еще не одолело высоких холмов на востоке. Стоял какой-то осенний морозец, и мы надели на себя все теплые вещи.
Проехав 10 километров, мы очутились на вершине Кырлыкского перевала (4 подъем, 4 спуск). Перевал оказался не таким сложным, как малевали нам братья-разбойники. Подъем очень легкий, спуск довольно пологий. На вершине перевала стоит щит, вещающий о границе районов.
Ровно в 8:15 мы впервые в этой поездке увидели заснеженные горы. Где-то в стороне Усть-Коксы виднелись снега.
Испуганные, по пыльной, неровной грунтовой дороге мы пролетаем Сугаш. Начинается асфальт без трещин и разломов. Добираемся до въезда в пограничную зону, подписываем все нужные бумажки, обязательства. Следом за нами подъезжает старенький автобус с Барнаульскими туристами. Приятные люди, видавшие виды. Они и сами поинтересовались нашими планами, и дали ценные советы относительно предстоящего нам пути. На ухо нашептали, что нужно всеми правдами и неправдами пролетать Инегень с его дерзкой преступностью. Мы послушались.
Усть-Кокса – 14:20. Двигаемся без обеда и длительных остановок. И мороженое опять 4 рубля! Наше, Искитимское! Здесь!!!
В 15:05 все же решили спрятаться от пекла и пообедать в редком для этих мест теньке. Завалились под деревья, сварили традиционной лапши быстрого приготовления и кофе. Заели все это булкой хлеба и поехали 16:20. И тут мы встретили тот самый Барнаульский автобус, возвращающийся из Мульты. Эх! Как старым знакомым обрадовались мы им, помахав с обеих рук! А водитель ответил звонкой трелью автобусного гудка, и люди подбежали к лобовому стеклу, помахать нам. Приятно!!!
Уймонская степь. Дорога асфальтированная, рельеф гладкий, но ближе к краю степи асфальт кончается. Навстречу едут родные номера (54 RUS), мы приветствуем их поднятой рукой, и они отвечают заливистым сигналом. А иногда и просто так сигналят встречные машины (как внедорожники, так и седаны). Это одна из особенностей дороги от Алтайского до Тюнгура, на М-52 мы такого не видели.
Уймонская степь пройдена в 18:40. Начинаются небольшие перепады высоты, проезжаем Катанду.
В 19:40, за Катандой, на 145 километре сегодняшнего пути мы остановились на ночлег. Прямо на высоком берегу Катуни мы разложили палатку, наконец-то вымылись и заснули под раскаты грома и красивейший ярко-оранжевый закат.
Пробег – 145 км, время в пути – 9 часов 50 минут.
День пятый
Выезжаем в 8:30. Через полчаса к нашему удивлению подкрались к Тюнгуру. Перешли Катунь, на «Высотнике» зарядили аккумулятор видеокамеры и в 10:30 «поехали на Кучерлинское». Ненадолго нас хватило… В первую горочку мы закатил велики кое-как, во вторую попросту не покатили, а бросили их. Прямо в кустах и оставили самое дорогое. С конца урочища Елань мы двигались пешком (как приятно!). Хотите – верьте, хотите – нет, но к 20:05 на водичке и ягодках мы дошли до Кучерлинского (Нижнего). На Большое, так, прогуляться сходили, поснимать. Когда начали готовить ужин, увидели, что ложки забыли «в кустах», как и картошку. Наш рацион на тот вечер составила пшенная каша (очень жидкая) и какао. Как подкошенные, упали спать.
День шестой
В этот день нам предстояла дорога назад, к велосипедам. Дорога на озеро от урочища заняла ровно 8 часов.
В этот день мы проснулись рано и вышли в 8 утра. «В кустах» мы были в 14:30. Путь назад был короче на 2 часа.
В Тюнгуре, у магазина, мы спросили трезвого местного жителя о дороге до Инегеня, он внятно объяснил, что там глухая конная тропа. Из Тюнгура выехали в 16:00, добравшись до брода на какой-то реке, остановились на ночлег, собирался дождь и он грянул. Сил не было никаких, так и заснули без ужина.
Пробег за день – …
День седьмой
Проснулись кое-как в 8 часов, кое-как позавтракали, смазали, отремонтировали технику, зная, что в этот день предстоит тяжелый переход по конной тропе. Выезжаем в 10:30 (для нас очень поздно). Кажется, мы ночевали на реке Тургунде – по карте кончается грунтовка, напротив через Катунь впадает Аккем.
Короче, едем дальше. Эта тропа самая плодородная из всех, что мы видели на Алтае. Земляника на полянах с южной стороны холмов, смородина, как черная, так и красная у ручья, крыжовник, мелкий, но сладкий. Повсюду следы коней и мотоциклов. Стоит жара, но на востоке собираются тучи, и через полчаса начинается мелкий дождь.
Идем без обеда, катим велики в гору, ехать на них не представляется возможным. Только ближе к Аргуту прокатились по поляне среди высокой травы. Здесь же, на краю поляны и заблудились. Основная дорога (тропа) стала распадаться на мелкие, и все тропки затерялись в траве. Мы вышли на открытый склон и сели размышлять. Папа пошел вниз, к Катуни, искать дорогу, мы с Костей сели грызть пряники и землянику. Папа вернулся и указал нам на двух велосипедистов на склоне напротив.. Они спускались по накатанной тропе. Внизу была река Казнахта, приток Катуни, но на нее нам еще надо было выйти, и мы стали спускаться вниз по изрытой конями тропе.
Казнахта оказалась небольшой рекой, и мы перешли ее вброд, не обращая внимания на переброшенные через реку брёвна. В общей сложности мы потеряли на этих тропках и переправе 2 часа. Дальше все пошло гораздо быстрее. Спустились на поляну, усеянную туристами, и оттуда ехали верхом, а не катили велики на руках. Вот так к вечеру проехали на всех парусах опасный Инегень и начали ждать мост через Катунь на М-52. В 21:05 добрались до моста и покатили вниз по родной трассе. Набрали водички в Ине, заночевали за Малым Яломаном под гром и молнии уже в пол-одиннадцатого.
Пробег за день – где-то 60, точно не знаем, время в пути – 10 часов.
День восьмой
Утром в восемь часов мы уже крутили педали. За Купчегенем, сразу перед перевалом Чике-Таман встретили двух велосипедистов из Новосибирска, они ехали по нашему кругу, но в обратном направлении. Ехать им оставалось недолго, так как стартовали они в Купчегене и уже завершали поездку. Они дали совет по прохождению перевала и оставшегося пути. Дали совет по соблюдению безопасности. Веселые ребята!
Чике-Таман дался с трудом (4 км крутого подъема, спуск прекрасный, скоростной, 4 км). Уже не важно было, что тормозов у нас почти не было. Слетели с перевала, стали ждать папу, который был осторожнее нас и вниз шел пешком. Стояла невыносимая жара, плавился битум на недостроенной дороге и мы остановились на отдых перед Хабаровкой. Доели оставшийся хлеб, посидели в теньке на фундаменте разваленного дома и поехали дальше. Сразу же я почувствовал, что заднее колесо проколото. Час мы меняли камеру, перебирали подшипники в передней звездочке «Урала». В 15:00 мы были в Онгудае. Большая деревня, хоть и райцентр, магазинов вдоль трассы почти нет. Купили кефирчика и пряников, сели на обочине за Онгудаем, пообедать.
В этот день папе очень тяжело давалась дорога, мы ехали медленно и постоянно гнали его вперед, ругались и ссорились. Остановились на ночь перед поворотом на Нефтебазу в слегка заболоченном месте с ручьем.
Пробег за день – 80 км, время в пути – 7 часов. Внимательно не следили за этими цифрами и даже не записывали, сейчас вспоминаем по памяти.
День девятый
Проснулись в 8 часов утра, супчик со щавелем, который там же и рос, чай из трав, вперед. Утром над поляной рядом с нашей стоянкой была видна журавлиная пара. Вот сейчас проезжаем толпу туристов, которая пялится на журавлей, тычет пальцами, снимает. Эх, туристы-автомобилисты, знали бы вы, как нам тяжело!
За нефтебазой асфальт прерывается, до подъема на Семинский перевал он и не появится. Дорога ужасная, «кочкообразный» грунт, пыль и много солнца. В 12:30 начинаем забираться на перевал. Подъем 11 км, спуск 9. Очень хороший перевал, пологий. В прошлом году я был здесь на сборах с Педовской сборной по легкой атлетике, мотал километры бегом. За год дорогу порядочно разбили. Из прекрасной она превратилась в рыхлую и ухабистую.
На вершине перевала мы были в 14:00 – полтора часа шли пешком, потому что папа был измотан жарой и километрами. Я посмотрел с ностальгией на Динамовскую базу, где жил две недели. Через семь дней мне предстояло снова появиться там, на сборах.
Спустились с Семинского быстро, почти без проблем. Спуск кончается на границе Онгудайского и Шебалинского районов.
Шебалино (18:00) – тоже большая деревня, как и Онгудай. Проезжаем село быстро, как нам советовали.
Решили любыми способами доехать сегодня до Усть-Семы, поэтому едем дальше. Дорога прекрасная, машин почти нет, можно разогнаться под горочку.
В Чергу мы прибыли в 20:05. Ни одного магазина, киоска вдоль трассы. Пришлось сворачивать вглубь села, чтобы хоть что-то купить поесть, так как продукты почти кончились, а обедать – мы и не обедали.
Купили мороженого, булочек (много), батон колбасы и две булки хлеба. Всё съели за ужином после Камлака. Там мы заночевали. Видимо, до Усть-Семы доехать – не судьба.
Пробег – 120 км, время в пути – 9 часов.
День десятый
Ничего знаменательного в этот день не произошло. Разве что наедались до отвала в Усть-Семе и Майме. С голодухи так хотелось есть!
Заехали за Сростки. Хотели вымыться, как следует, но воды поблизости не было никакой. Остановились на ночь в поле с видом на родную деревню Василия Макаровича. Наелись сметаны с хлебом и спать…
День одиннадцатый
Проснулись утром… Комары, роса и гора Пикет, усеянная автомобилями. Как оказалось, в этот день, 22 июля, в Сростках проходили известнейшие Шукшинские чтения. В этот день дорога была переполнена колоннами машин и автобусов с табличками «Сростки».
С превеликим удовольствием мы приехали в Бийск к 11 часам утра. Вся усталость прошла мигом, на мост через Бию я залетел на красный свет под неистовое водительское «пибик-пибик».
Сразу же на вокзал, за билетами. Достались плацкартные места, не боковые, каждому.
Оставалось всего-то девять часов подождать поезд… и мы дома!
Вот таким было наше путешествие. Ждем отзывов.
Ну, и для статистики о поломках.
«SKIF» – Полетели подшипники передней звездочки где-то на Ае.
«STELS» – Прокол заднего колеса.
«Урал» – Примерно 5 спиц заднего колеса лопнули на протяжении всей поездки. Все тормозные колодки стерлись в первые два дня, подматывали изолентой. Подшипники передней звездочки, звонок перестал звенеть после удара на перевале Кукуя.
Ссадины, ушибы, солнечные ожоги и голод.
С уважением Кудрявцевы
г. Искитим
16 августа 2007