Автор: скромный

велопоход по Алтаю имени Ороктойского перевала

Маршрут: Чемал-Еланда-Ороктой-Н.Талда-Туекта-пер.Семинский-Шебалино-Усть-Сема-Чемал.

День номер ноль.
Наконец наступил долгожданный день отъезда! На автовокзал стягиваемся чуть ли не за 2 часа до отправки. Я с хрустом выковыриваю свой аваланч из багажника висты ( с хрустом потому-что рама у меня 21 дуйм и влазит далеко не во все багажники) и сопровождаемый кучей друзей, несущих кто рюкзак, кто колеса, направляюсь к копошащимся вдалеке байкерам. Байкерами, как я и предполагал, оказались Тёма (idinfinity) и Миша, брат Тёмы. Они, как настоящие велотуристы, приехали своим ходом и теперь разбирались и паковались под пристальными взорами остальных пассажиров, которым явно было интересно, куда это мы собираемся трамбовать все эти непонятные кульки огромных размеров. Если быть честным, нам и самим это было очень любопытно.
И вот наконец добрый дядя водитель открывает… нет, не врата рая конечно, а багажники автобуса. Здесь начинается самое интересное: тетрис из велосипедов… Лёжа в багажнике автобуса примерно на 4\5 своего роста и пытаясь втиснуть чей-то байк поверх своего я с интересом слушал обсуждение пассажирами того, что лучше со мной сделать: затолкать уже до конца, или все-таки попробовать вытянуть? Спустя минут 20 кряхтения и пыхтения мы сумели таки утрамбовать все свои пожитки в один пролёт багажника и с чувством выполненного долга и надеждой поспать потянулись в автобус. Поспать конечно не удалось, поэтому день номер ноль плавно перетёк в день номер раз.

День номер раз.
Выгрузились в чемале в 6 утра, невыспавшиеся и с затекшими задницами. Народ из автобуса шустро рассосался, и на привокзальной площади остались только мы трое с грудой железок и семейная пара «пешиков», с которыми мы кстати потом и возвращались. Быстренько собрались и поехали искать хлеба, спичек и зрелищ. Увы, но кроме зрелищ в 7 утра в Чемале искать оказалось нечего, поэтому поехали на берег Катуни дожидаться открытия магазинов, наткнувшись по пути на пьяного в дупель аборигена лет 25, который с воплем «велики!!!» раскинул руки с явным намерением завладеть одним из наших пепелацев и был очень удивлён и обижен, когда его просто объехали с двух сторон (об этом можно было судить по доносившимся вслед угрозам). Полюбовались первыми видами Катуни, купили хлеба и поехали. Уехали недалеко, километров за 30 от Чемала, поскольку этот день было решено сделать матрасным. А ещё мы долго удивлялись, почему так тяжело ехать в горку? В ответ на мое предположение, что это из-за висящего на плечах рюкзака, была высказана версия, что это наверное все-таки влияние горного разреженного воздуха. На том и порешили. Весь оставшийся день был проведён в собирании дров для костра (они почему-то очень быстро кончались) и наблюдении за рафт-рейсингом (наиболее впечатляющей была гонка 4 рафтов одновременно – инструкторы так самозабвенно орали на своих подопечных, чтоб те наконец перестали визжать и начинали уже грести, что как-то сразу верилось, что в конце сплава победителей ждёт на 1 ящик водки больше, чем остальных… Ах да, все это время нас сопровождала назойливая тучка, которая периодически слегка поливала нас дождиком, но весьма умеренно, за что ей большое спасибо.


День номер два.
Этот день стал самым аццким из всех. Вобщем-то весь наш поход стал походом имени дня номер два или имени Ороктойского перевала. Начиналось все весьма радужно: солнце, легкий бриз, треплющий волосы на голове, шум Катуни… Быстро добрались до моста, что у поворота на Эдиган, пересекли Катунь, ещё километров несколько поматрасили вдоль берега до поворота на Ороктой, и началось… Началось все собственно не очень страшно: плавно уходящей вверх дорогой вполне приличного вида, по которой мы и доехали вскорости до Ороктоя. Там первым делом подрулили к магазину, где повстречались с пьяными, но в общем безвредными аборигенами, которые сначала предложили купить панты, а потом уже, спросив, куда едем и услышав гордое «на перевал!» чему-то поцокали языками, заверив нас при этом, что дорога там очень даже ничего, и ехать будет не сложно. Мы счастливо развесили уши и нажравшись шоколадок и чипсов поехали дальше, окропляемые начавшимся вдруг дождиком (не кончался он, кстати, почти до самой верхушки перевала). Ехали правда не долго, потому что дорога вскоре стала настолько крутой, что легче было идти пешком. И мы пошли. Шли долго, часа три. Мокли, спотыкались о камни и материли их сквозь зубы (это потом мы пожалели о том, что их не стало), но шли. Наконец впереди замаячила какая то табличка внушительных размеров, и мы, наивные, решили: вот она, вершина! Увы, текст таблички гласил отнюдь не о том, что мы покорили перевал и стали мегатуристами, а имел примерно такое содержание: «Выпас и перегон скота запрещён!Лесные культуры!». Ломая голову, что это за культуры такие, мы пошли дальше, уже по грязи, начиная тихонько скучать по милым шершавым камушкам, по которым, оказывается, идти намного лучше. Некоторое время спустя впереди показалось дерево с весьма экстравагантной листвой из грязных тряпочек, и тут уже сомнений быть не могло: вот она, вершина! Пофотались и поехали дальше (есть не стали, потому что все съели около таблички про лесные культуры). Наконец начался спуск, и мы, решив, что после такого подъема не грех и подаунхилить, понеслись вниз. Первым катапультировался я (вобщем-то в тот день кроме меня больше никто толком и не падал, если честно…). Произошло все это весьма банально: неслись мы по узкой полосочке травы между двух канав, протоптанных уазиками (хотя судя по их глубине уазики там какие-то нестандартные), и, как и следовало ожидать, переднее колесо моего боливара таки соскочило в одну из этих канав с весьма мерзкой липкой и скользкой грязью. С воплем …(здесь цензура)… я перелетел через руль и смачно плюхнулся на землю. Мои спутники, услышав сзади нехарактерные звуки, остановились и стали безучастно наблюдать, как я, словно перевернутая черепаха, беспомощно дрыгаю конечностями, пытаясь перевернуться на живот. В связи с наличием на спине тяжеленного рюкзака у меня это категорически не получалось, и принять вертикальное положение мне удалось, только когда я догадался выстегнуться из кучи лямок и ремешков. Осмотр тела выявил отсутствие переломов, наличие потертости на левом полужопии и достаточно чувствительный ушиб плеча, который мешал рулить да и вообще шевелить рукой ещё дня два-три. Напяливаю рюкзак, мчимся дальше, но уже медленнее. Ещё медленнее. Ещё медленнее. Уже просто едем. Вскоре и ездой это назвать язык не поворачивается. Причиной всему с каждым километром увеличивающееся в аццкой прогрессии количество той самой липкой и скользкой грязи. Иногда уже просто идем пешком, потому что нет сил совладать с то и дело разворачивающимся на грязи велом. Часа за три одолеваем километров 10 спуска, мокрые, голодные, злые и совершенно выбившиеся из сил, а до цивилизации ещё ой как далеко (по крайней мере при таких темпах). Наконец выбираемся к каким-то постройкам, в надежде купить булку хлеба стучимся в двери, но там никого… ползём дальше, решив что нужно во что бы то ни стало добраться до Онгудая, ибо разбивать лагерь под дождём, чтоб потом ещё и залезть в палатку с 15 кг грязи, распределёнными по всему телу, не хочется. Велы кстати уже не едут. И даже не катятся: покрышки из 2.1 превратились в 3.0 и застревают между перьями (на следующий день на перьях с внутренней стороны было обнаружено полное отсутствие краски в районе покрышки – все сшоркало грязью). Попытки же оторвать велосипед от земли приводили только к жалким стонам их хозяев. Пробуем ехать не по грязной дороге а параллельно, по полю. Иногда получается, но сильно трясёт, и плечо отзывается аццкой болью, поэтому я большую часть пути еду по грязи, (надо ещё сказать что окончательные сборы я проводил в ужасной спешке и забыл дома крылья, но утренний осмотр велов показал, что в общем –то разницы никакой). Через несколько километров мы встречаем кучку местных аборигенов, косящих сено, и покупаем у них булку хлеба. Они же, посмотрев на наш печальный, но при этом весьма забавный вид, заставляют нас остановиться и попить чаю с выпечкой. Словами не передать, как мы благодарны этим людям, которые нас напоили самым вкусным на свете чаем (потому-что горячим!), а главное, рассказали, что до приличной грунтовки всего несколько километров. Побатонившись минут 20 мы снова бросаемся в путь. Хотя насчёт бросаемся это я загнул конечно… через несколько километров аццкие говна и вправду постепенно сменяются ровненькой грунтовочкой, которая плавно спускается вниз, в долину, к цивилизации.. Отмыв немного байки в ручье едем вперед, стремительно накрываемые темнотой. Дальше я вспоминать боюсь, потому что налобные «пецлы» были только у Миши с Тёмой, я же ехал в слепую, а ехали мы, надо сказать, быстро… к счастью булыжников на дороге не оказалось, и мы, окрылённые окончанием говен, под покровом ночи довольно быстро домчались до Чуиского тракта, в деревню Курота. Там немного попугали своим видом продавщицу в магазине и аборигенов, выяснили расположение ближайшего кемпинга и попедалили туда. Кемпинг оказался так умело спрятан, что нашли мы его только со второго раза: весь секрет крылся в том, что дорога, которая к нему вела, ну никак не укладывалась в нашем мозгу как дорога к КЕМПИНГУ, потому-что дорогой ЭТО называть вобщем-то не за что. Скорее просто широкая канава с все той-же липкой скользкой грязью. Наконец добираемся, ставим палатки (причём на деревянный настил под навесом) и (о чудо!) идём в баню! Потом едим и спать, спать, спа-а-а….
Пробег 70 км.

День номер три.
Об этом дне рассказывать в общем то нечего, ибо он весь без исключения был посвящён отстирыванию одежды и отмыванию байка от грязи в протекающей неподалёку речушке. Байки отмываться не хотели, поэтому убито на них было неимоверное количество времени, и даже пожертвована одна зубная щётка, зато выглядели потом как новые. Всвязи с тем, что аборигены утверждали, что моста через Инегень нет, а так же с полным отсутствием реальной возможности пройти намеченный маршрут при такой погоде и дорогах за имеющееся время, было принято решение по асфальту возвращаться в чемал. А ещё у всех болят организьмы во всех местах, а я мучаюсь с плечом, но весь день светит солнышко, чирикают птички, поэтому настроение отличное, и нас всех конечно же распирает гордость за вчерашний подвиг!
Пробег 0 км.

День четыре.
К обеду тихонько сворачиваемся и едем к Семинскому перевалу. Потом едем в перевал. Ещё едем. и ещё… едем медленно, но зато чистые и сухие! Забираемся в перевал, таримся фруктами и чипсами и едем на биатлонную базу, в гостиницу, где и ночуем. На кроватях!!! Все радуемся, смотрим телик, вобщем матрасим со страшной силой…
Пробег не помню сколько.

День пятый и последний.
Утром просыпаемся, едим и выметаемся из номера. Спускаемся с перевала! Это было действительно быстро: максимальная скорость 68 км\ч. Внизу приходит безумная мысль доехать до Чемала и попытаться уехать на вечернем автобусе домой. Вобщемто ничего невыполнимого в этом нет, потому-что по заверениям местных дорога до самой Усть – Семы идёт под уклон, как в последствии и оказалось. Жизнь портила только без дела болтающаяся по долине тучка, которая периодически поливала нас дождём, от которого мы прятались в кусты. Часам к 8 вечера мы наконец в Чемале, уже порядком выбившиеся из сил и без особой надежды на то, что билеты на отходящий через полтора часа автобус ещё есть. Но они есть и нам даже получается получить их взамен тех, что у нас уже есть. Судорожно разбираем и упаковываем велы и грузимся в автобус. Водитель, гат, содрал за дополнительные багажные места ещё 200 рублей, но нам уже было пофик: мы уже мысленно мчались домой… В Новосибирск приехали в 6 утра, с аццки болящими задницами (а вы попробуйте сначала 130 км с 15 кг рюкзаком на спине прехать, а потом ещё 8 часов на жёсткой сидушке автобуса провялиться) собрали велы и поехали по домам… Всё!
Ах да, пробег этого дня составил что-то около 120-130 км, точно не помню.

З.Ы. Поездка получилась отличная, хотя жаль конечно, что не весь намеченный маршрут удалось пройти, но для первого раза и это неплохо, а все непройденное мы ещё обязательно пройдем. Точнее проедем, чего и вам желаю!