Автор: Семен   Отправлено: 25.08.24 1:08   >>
выбор групсета для mtb
Здрасьте.
Имею такой вот аппарат ( https://market.yandex.ru/product--merida-matts-tfs-200-v-2011/6985947 ), на котором более-менее активно катался первый год и пару последних лет.
И тк задняя кассета, как и цепь, доживает свое, да и задний переклюк кем-то погнут, ну и в целом трансмиссия морально и физически устарела, то решил, что неплохо было бы поменять ее (трансмиссию) на что-то с 1х11, наверное.

Shimano Cues вроде как хорош, но переключатели у них за один раз могут поднять цепь только на 2 звезды. У срам х5 – сразу на 3 (и это реально полезно в условиях катания по лесу с изменчивым рельефом). Но вроде как у ques можно впред две звёзды поставить, и таким образом компенсировать рассматриваемое ограничение, нет?
И ещё вопрос: с какими техническими ограничениями я могу столкнуться при переходе с текущей компоновки (sram), на Shimano? Боюсь, что потрачу деньги на групсет, а он по каким-то причинам не встанет, или надо будет ещё что-то непредвиденно приобретать (помимо кассеты, переключателя, цепи, каретки, шатунов, монетки).
Автор: Ekr   Отправлено: 25.08.24 11:05   >>
ответ
надо прикинуть, какую звезду получится поставить в твою раму спереди и посчитать, устраивают ли тебя передаточные числа на 1х11. Вот калькулятор https://www.gear-calculator.com/
Со стандартной 32-й звездой спереди и 26-м колесом там максималка получается печальная и по ровняку на таком веле катить будет не сильно радостно. Если получится спереди воткнуть какую-нить 40-ку – будет сильно лучше. Опять же, посчитай под себя и свои задачи.
Если устраивает – возьми комплект 12-шки Shimano Deore M6100, только цепь обязательно M8100, у неё ресурс несравнимо выше разницы в цене.
Если нет – можно взять 2х11 на Deore M5120.
По цене оно всё примерно на одном уровне с 11-ти скоростным куесом ± копейки. И на 3 звезды закидывать оба деора умеют.
Ещё очень рекомендую отторцевать кареточный стакан. Твоей нынешней каретке под квадрат это пофигу, а вот современные каретки на чашках будут дохнуть если стакан будет чуть кривой.
Автор: DymasK   Отправлено: 25.08.24 11:50   >>
согласен, факап с передней звездой – это главная опасность
При склонности к катанию по асфальту – переднюю звезду придется ставить в районе 40+/-. Для оффроада – поменьше, конечно, но 34 – это абсолютный минимум. Если не влазит хотя бы 34 (а такие рамы на 26" были), то затею с 1х11 нужно забыть и настраиваться на 2х11.
Переключение по пять звезд за раз – такой себе плюс. В реальности переключение по 3+ передачи за раз можно использовать только при аккуратном старте со светофора, а под нагрузкой (то есть допустим у тебя перед носом внезапно возникла горка и ты не хочешь снижать мощность) всё равно больше 2-х передач переключать не стоит ни на какой трансмиссии.
Автор: BeAR   Отправлено: 29.08.24 20:32   >>
Подпишусь. На 26" ИМХО надо очень осторожно подходить к 1х трансмиссии.
Колëса 26". После 2х10 (36Т/24Т) сегодня первый раз покатал на 1х10 (34Т), не меняя задних звëзд. В горку приходилось стоя ломить, сидя уже не получается. А по прямой было сравнимо. Для гоночного применения ещё куда не шло, а для спокойного катания где-то придëтся идти пешком. Ну и в том же Сочи с таким набором я бы совсем страдал.
Автор: spd   Отправлено: 25.08.24 11:45   >>
ответ
1 люфт барабана на насыпи – если сзади 32, то он почти не замечается, если 50 – то на большой звезде даёт уже значительное смещение
2 если прислушаться к оратору выше и брать 12 – тогда либо новая втулка с барабаном под microspline/xd либо пробовать найти нормальную кассету под 12 на hg барабан
3 чейнлайн на куес – есть ощущение, что он только под бустовые рамы (правда, ставил только сингл спереди). По спекам, говорят, что и под обычные, но если сзади большая – какой-то невменяемый перекос получается.
Автор: Ekr   Отправлено: 25.08.24 12:11   >>
ответ
на 12 есть более менее кассеты Sunrace под HG. Хотя, действительно, чо-та я про другой барабан в двенашках забыл. Ну есть M5100, он на HG.
Автор: Olmer   Отправлено: 25.08.24 21:09   >>
ответ
А зачем что-то менять, срам девятка отличная трансмиссия, можно купить новую кассету, собрать на текущих шатунах какой-нибудь двойник, типа 38-24, если переключатель прям погнут, заменить на эльту а7, еще можно поставить дисковые тормоза пока обода не износились окончательно, втулки там позволяют, и все ок
Автор: Cемен   Отправлено: 2.09.24 0:55   >>
Все равно менять кассету, цепь. Да и передние звезды бы тоже. Подозреваю, что и каретку тоже неплохо было б
А на алике групсет, вроде как почти все необходимое, около 15ки... Вот я и подумал, что было бы неплохо обновить все это дело сразу.
Но судя по комментариям остальных, перспектив перейти на 1 звезду практически никаких.

>>какой-нибудь двойник, типа 38-24,
Двойник 38-24 после тройника с большой звездой на 44? Наоборот, вперед поставить бы чего-нибудь побольше (по количеству зубов). А сзади 11ск поставить.

>>заменить на эльту а7
Не шарю в этом – насколько оно хуже, чем тот же х5?
Автор: Olmer   Отправлено: 2.09.24 13:45   >>
ответ
если ставить вперед больше чем 44, с тройника уходить явно не стоит, так как большая звезда по центру кассеты не встанет 100%. 48/38/28 напрашивается, ну или 48/36/26, а с тройником в 11 передачах или даже 10 нет смысла. а7 у меня есть, выглядит и ощущается прилично, но не ставил пока.
Автор:   Отправлено: 25.08.24 21:17   >>
У куес 11 кассета широкая (11 звезд с расстоянием как у обычной шимано мтб10), по этому перекос цепи на 11ом куесе действительно большой.
И тут на ум приходит вариант "редко использовать первую звезду кассеты".
Но если каденс прокачан и крутить в контактах, то можно рассмотреть куес 9 (11-46) – у неё наоборот – самая маленькая ширина (9 звезд с шагом как у мтб10) и самый низкий перекос среди всех кассет вообще и можно поставить ведущую минимум на 3 мм дальше от рамы.
Как тут уже писали – для 26" колес критична ведущая 38 (с контактами) и ~42 на топталках.
Наверное можно поставить куес9 и на двойник, если большая ведущая в раму не лезет.
Переключатели куес могут поднять цепь на то же количество звезд что и XT, просто для этого нужно нажать рычаг несколько раз. Переключение на один щелчок позволяет не снимать момент с педалей, на два и более – хрустит и надо ослабить – как и на не куес группсете. Из опыта – плавно кликать по одной передаче без разрыва момента – обычное дело. Сбрасывать и набрасывать звезды пачками на спусках и выполаживаниях – тоже без проблем.
Что мнея не устраивает в группсете куес 9 – так это безмуфтовый переклюк – на колбасе он все-таки просится.
У меня есть куес на переклюках куес9, куес11 и слх12ск. У куес11 переклюк работает лучше всех – у него рамка имеет больше выштамповок для захода цепи чем на слх12ск. Слх12 тоже работает, но его чуть сложнее настроить и у него площадка под болт натяжитель толще (расчет под 51Т сковороду видимо), по этому даже с самым открученным натяжением переклюк отведен от звезд дальше чем куес11.
Также использовал куес9 и куес11 с манеткой шимано XT мтб10 – ни каких значимых преимуществ в сравнении с манеткой куес 11 не ощутил – да, круто что можно много набрасывать и сбрасывать, но на практике наброса на две или два наброса на две достаточно. Также отмечу, что сброс больше чем на одну требует повышенного усилия на манетке, по этому часто сбрасывая указательным пальцем вместо одной передачи получается две.
В общемиз куеса я бы собрал кассету куес9 (11-46Т или даже больше, если выпустят), манетку куес11 и переклюк куес11 (он с муфтой).
Автор: Romkins   Отправлено: 26.08.24 10:18   >>
ответ
обычно переключение вверх или вниз на 2-3 передачи нужно на гонках с резко изменяемым рельефом, в остальных случаях имхо, это лишнее, всегда можно успеть прощёлкать нужное количество раз.
Автор: Семен   Отправлено: 2.09.24 1:11   >>
ответ
В лесу резко меняющегося рельефа хоть отбавляй. Проще перед горкой хорошо разогнаться, а на горке еще немного подкрутить, быстро сбросив 2-3ск. Но это дело привычки, наверное.
В плане износа деталей что хуже: частые переключения или переключение сразу на несколько передач?
Автор:   Отправлено: 2.09.24 8:36   >>
Переключения на несколько передачь конечно опаснее – шанс порвать цепь существенно выше чем при частых переключениях на одну.
Автор:   Отправлено: 2.09.24 8:37   >>
(если не сбрасывать момент, а в гору это делать на столько сложно, что размнее сбросить заранее и на горе не переключаться "на 2-3 вниз")
Автор: Семен   Отправлено: 2.09.24 9:54   >>
надо успеть сбросить нагрузку и быстро переключить скорость, пока инерция позволяет (уже на горке)
При таком подходе два раза прощелкать, думаю, нереально.
А вот на куес, судя по обзорам, настолько все хорошо работает, что можно переключаться и под нагрузкой
Автор: DymasK   Отправлено: 2.09.24 12:14   >>
А еще про него пишут, что переключать можно лишь по одной передаче
что в принципе логично, если он сделан для е-байков. У е-байков такая пиковая мощность, как у трех среднестатистических катальцев, так что там на любой передаче в торчок можно въехать
Автор: *a   Отправлено: 2.09.24 21:56   >>
Да, если щелкать куес по одной и ждать переключения, то можно не ослаблять момент, а то и вовсе нагрузить )
Автор: DymasK   Отправлено: 2.09.24 12:00   >>
В плане износа хуже переключение под нагрузкой больше чем на 1 передачу, особенно стоя
Вернее, это даже не износ, а порванные цепи, вырванные зубья и гнутые звезды.
Все эти переключения на 3-4 передачи за раз можно делать только при минимальной нагрузке, даже на топовых системах
Автор: Семен   Отправлено: 2.09.24 15:01   >>
А если переключение делается при одинаковых (разумных ) нагрузках?
Автор: *a   Отправлено: 2.09.24 21:58   >>
Много факторов. Но я таким макаром клёпаную кассету разобрал на ходу – сделал всё так как dymask описал :)
Автор: John   Отправлено: 27.08.24 14:10   >>
Есть SRAM NX 11 ск под обычный барабан.
Контакты в профиле.
Автор: idler   Отправлено: 27.08.24 16:48   >>
морально там весь велосипед дожил
еще 1х12 советутют – будет групсет дороже вела в 3 раза. Продать и купить новый – апгрейд дорогая штука, апгрейд вне рынка – очень дорогая...
Автор: Семен   Отправлено: 2.09.24 14:59   >>
Так цены на новые совсем не радуют: 100к-150к+ на микрошифтах, разве в что на чуть больших колесах
У меня претензий к раме рулю, выносу и тп претензий нет.
Думал, может, в одном сезоне трансмиссию поменять, в следующем – колёса, например.
Тем более, что, казалось, групсет с алика за 15ку основную проблему должен был закрыть.
Или я в чём-то не прав?
Автор: idler   Отправлено: 2.09.24 15:54   >>
просто выйдет дороже чем продать один велосипед и купить другой
тут 15, там 20, в итоге все равно пойдешь за новым байком, а вложенное в этот не перепродашь.

к тому же обычно какие-то предпочтения появляются и новый велосипед берется и с их учетом
Автор: Семен   Отправлено: 2.09.24 16:44   >>
На самом деле интересна математика
Продать его по какой-то ощутимой цене все равно не получится. Тем более, что трансмиссия уже требуетт замены.
На мой неопытный взгляд кажется, что за ~40к (растянутые на пару сезонов) из него можно конфету, под себя , сделать, и катать следующие 10 лет при должном уходе.
А 150к (тем более за раз) на вел у меня как бы и нет. Ещё и трястись за него, чтоб не свистнули
Автор: idler   Отправлено: 2.09.24 22:40   >>
а зачем за 150? Современный хардтейл и вилка к нему когда-нибудь можно найти дешевле
конфету сделать на 26х колесах сложно – комплектующих тех уже нет, те что остались не очень надежные. А что надежное, то не 100% совместимое. Ну и апгрейд за 40 не сделает велосипед на 40 дороже.
Если вспомнить что мтб давно перестал быть универсальным вариантом для всего (а может и не был никогда?), то возможно стоит вообще какой-нибудь грэвел посмотреть например и т.д. То есть за чуть большие деньги получить новый интересный опыт и больше впечатлений. Кстати апгрейд штука заразная – кьюс, потом рама с колесами (причем ладно если сразу найнер:))
Автор: idler   Отправлено: 2.09.24 23:01   >>
ответ
новый русско-китайский хорх\аутлип\стингер\форвард на кьюсе будет 100+- стоить, в зависимости от сезона. Толковая вилка к нему через некоторое время от 30 до 50.
будет ли он лучше для тебя лично – тебе самому ответ лучше найти.

Не трястись это резон – но постепенный апгрейд ценность для тебя тоже разгонит (причем рынок будет говорить обратное).
Автор: BeAR   Отправлено: 30.08.24 22:07   >>
ответ
Перед тем как брать 11-ск Cues лучше почитать по нему инструкцию и убедиться что не возникнет проблем. А они очень даже могут быть, кассета может упереться в спицы на втулке 135/142мм: https://si.shimano.com/en/cues/technical-assets-tips
Автор: BeAR   Отправлено: 30.08.24 22:19   >>
ответ
И вероятно при ширине покрышек в 2.1" и шире уже будет задевать цепь за покрышку либо будет слишком малое расстояние до неë, когда на самую большую звезду сзади цепь встала.
Автор: *f   Отправлено: 31.08.24 21:29   >>
Да, 11 ск. переклюк может задевать за спицы очень плоского зонта при попытке завести на 11ую звезду. У меня есть колесо 27,5 на втулке 142, но оно на ассиметричном ободе и с проставкой 6мм со стороны тормоза установлено в бустовую раму – так не задевает, даже за 2.8" бублик (для справки).
Зонты получились практически одинаковыми.