Кладезь мудрости (FAQ)

<<< К оглавлению

Замолвим-ка слово о подлом Турнкее (RockShox TurnKey)

DiT:
копипаст из http://velokyiv.com/forum/viewtopic.php?p=1238801#p1238801

"Итак, его святейшество turnkey или почему может вырвать демпфер из вилки если ездить на ней достаточно долго.
Краткий ликбез сделал автор картинки, я лишь добавлю свои выводы, полученные на основании вскрытия.
Сразу опущу момент с болтиком-жиклером (самый правый), несмотря на то, что назначение его бокового канала (не видно под пружинкой) так и осталось загадкой, на суть дела он не влияет. Сечение его канала определяет сопротивление при максимальных ускорениях на сжатии, когда часть энергии переходит в пружину, а часть рассеивается в масле (без этого вилка будет часто пробиваться).
Синяя пиндюлина – запорный клапан, который определяет будет вилка залочена или нет. Обратите внимание на три концентрических паза, находящихся рядом с центральной уплотнительной прокладкой черного цвета. Внутри демпфера напротив них находятся три точечных пластиковых прилива. Под одним углом приливы полностью уходят в тело клапана и он перекрывает канал жиклера. Под другим – поднимается и тем самым образуется щель, через которую может проходить масло.
Пружинка, подпирающая клапан, является предохранителем в положении lock. Малого давления недостаточно чтобы принудительно поднять синий клапан и поэтому вилка заперта. В случае ударной нагрузки давление масла через жиклер значительно возрастает и превышает усилие пружины, благодаря чему образуется щель и залоченная вилка сохраняет способность отрабатывать сильные удары.
Грабли. При частом использовании лока легко изнашивается пластиковая пара "приливы-пазы", так как пружина весьма жесткая и её усилие велико, вилка в финале становится постоянно залоченой. В промежуточной стадии это проявляется потерей плюшевости вилки, то бишь даже с выключенной блокировкой вилка фактически является частично залоченной, что ухудшает её потребительские качества и способность отрабатывать мелочь. Некоторым плюсом является снижение раскачиваемости, но это всего-лишь кусочек сахара в пилюле. Тягота к локу обуславливает постепенный рост ударных нагрузок на демпфер, который, как и его крышка на мелкой резьбе, является пластиком, причём далеко не лучшего качества. В один из моментов усталость картриджа вследствие ударных нагрузок превышает некий порог и на очередном торчке демпфер просто вырывает из вилки, а ноги и окружающих обдаёт маслом. Так это было у меня и уже теперь по следам преступления удалось выстроить ясную картинку.
Поэтому, будь у меня снова вилка с тюрнкеем, я бы в первую очередь избавился от лока, на коленке аккуратно подложив небольшую шайбу под синий клапан чтобы зазор всегда оставался под ним и не препятсвовал току масла через жиклер.
Опасения насчёт масляно-воздушной ванны оказались не напрасными. Полость тюрнкея частично заполнена маслом, а частично воздухом для компенсации изменений объема камеры при работе демпфера. Работает такая система только будучи полностью герметичной и в случае её потери (верхней крышки) качество демпфирования ударных нагрузок резко ухудшается. Заметьте: принцип блокировки демпфера построен не на перекрытии каналов поршня штока, а на перекрытии полости демпфера с компенсирующей воздушной камерой. Хотя резоннее было бы сделать регулировку скорости сжатия на самом поршне штока, как это реализовано на большинстве автомобильных аммо, включая самые дешевые в половину стоимости дарта, а полость оставить без вспомогательных каналов, что повысило бы долговечность, надежность и настраиваемость вилки во много раз. Материал – говно, поездили и выкинули. Либо не пользовать лок вообще.
Без претензий, чисто размышлизмы."